неудовлетворительном разрешении у них Э. к., поскольку в структуру личности ребенка закладывается
не только сам по себе образ родителя, но и тип отношений с ним.
ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ. Известные американские психотерапевты
Кинг и Цитренбаум (King M. E., Citrenbaum Ch. M., 1993) разработали интегративную модель
гипнотерапии,
синтезирующую эриксоновский подход к гипнозу и некоторые основные положения
экзистенциальной теории, применимые к использовании клинического гипноза. Авторы считают
эриксоновский гипноз и психотерапию по своей сути экзистенциальными. В частности, отправным
пунктом в работе Эриксона (Erickson M. N.), отмечают они, была апелляция к бытию к тому, какой
жизнью жил человек, и каждый раз он создавал индивидуальную теорию личности пациента,
приходящего в его кабинет. Им также импонирует свойственное работе Эриксона тесное переплетение
гипноза и психотерапии.
Для экзистенциального гипнотерапевта важно следовать некоторым положениям
экзистенциализма. Во-первых, понимание психотерапевтом Я-концепции как одной из обычных форм
проявления отчуждения, и поэтому идеальная Я-концепция это ее отсутствие. Во-вторых,
тревожность сама по себе не оценивается как признак патологии. Экзистенциально-ориентированный
гипнотерапевт научает пациента ценить чувство тревоги и управлять им, но не пытаться устранить его
в результате лечения. В-третьих, существенной задачей гипнотерапевта является передача пациенту
веры в реальность свободы личности. Избавление от всех душевных расстройств начинается тогда,
когда пациент видит себя добровольно попавшим в ситуацию, а не считает себя ее жертвой. Как только
пациенты начинают видеть, что в нынешней ситуации они оказались благодаря своему выбору, у них
появляется реальная надежда, что они смогут ее изменить. Это начало психотерапевтического процесса.
Каждый человек ответствен за понимание и использование своей собственной истории, с тем чтобы
добиться исцеления. Быть ответственным также означает научиться перестать реагировать на тиранию
«Их» (термин Хайдеггера Heidegger M.). Экзистенциальный психотерапевт может помочь пациенту
увидеть, например, всю нелепость работы ради того, чтобы понравиться другим. В-четвертых, важной
задачей психотерапевта является доведение до пациента понимания того, что выздоровление возможно,
но оно потребует тяжелой работы от самого пациента. Если появление чувства ответственности за себя
знаменует начало выздоровления, то чувство возрастающей личной силы и возможностей венчает
успешный исход всего психотерапевтического лечения. Э. г. направлена на развитие и повышение сил и
возможностей пациента. В-пятых, экзистенциальный гипнотерапевт в процессе всего лечения поощряет
пациента к открытости для неизвестного, к экзистенциальной неопределенности и способности
избавиться от догм.
Авторы Э. г. отвергают авторитарную модель гипноза и рассматривают его не как статическое
состояние, а как процесс, являющийся продуктом психотерапевтических отношений «гипнотерапевт
пациент». Так как гипнабильность,
или внушаемость, зависит от этих отношений, то для
экзистенциального гипнотерапевта стандартные пробы на внушаемость или измерение глубины
гипнотического транса не имеют значения. Экзистенциальный психотерапевт обязан уделять особое
внимание целостному процессу взаимоотношений с пациентом и понимать, что гипноз только один
из лечебных инструментов, применяемых в его профессии. Гипнотерапия не должна быть основным
лечением для любого пациента (и даже когда она им является, она редко может быть единственным
терапевтическим методом). Авторы указывают на гипнотические переживания при гештальт-терапии
и отсюда об использовании с позиций экзистенциальной психотерапии некоторых ее техник:
осознание и усиление ощущений, метод «пустого стула», осознание себя «здесь и сейчас», мнимые
похороны.
Ключом к эффективному использованию экзистенциального гипноза является диалог между
психотерапевтом и пациентом, особенно то, что в нем сообщается о гипнозе и во время гипноза. Важно
уверить пациента, что гипноз дает ему необыкновенные способности разрешать его проблемы.
Фактически, отмечают Кинг и Цитренбаум, это является первым «гипнотическим посланием». Второе
убеждение, к которому экзистенциальный гипнотерапевт должен склонить приходящих на лечение
пациентов, заключается в том, что они могут испытать состояние транса и этот опыт безопасен и
приятен для них. Третье обстоятельство заключается в следующем: пациенты, особенно в состоянии
неглубокого гипноза, должны быть уверены, что во время сеанса они действительно находились в
|