пациент зрительно в гипнотическом трансе представит успешное выздоровление или свое новое
поведение. Использование зрительных образов для подкрепления нового поведения является частью Э.
г., применяемой практически ко всем пациентам.
Экзистенциально-ориентированные психотерапевты, вместо того чтобы рассматривать
тревожность как деструктивное и угрожающее чувство, считают его сигналом, предвещающим
потенциально возможное возрастание личностной силы и осознание ответственности за выбор своего
пути. Переопределение тревожности, придающее ей более позитивное и менее деструктивное значение,
изменяет представления пациента и помогает ему принять на себя риск желаемых перемен. Поскольку
гипнотический транс вызывает тонкие изменения в работе сознания и увеличивает открытость к
восприятию новой реальности, в начале транса психотерапевт сообщает пациенту о его потенциале
новых и приятных переживаний и реальностей. Уже на первом сеансе гипнотерапевт сочетает указание
заниматься самогипнозом с контингентным внушением «когда тогда»: «Когда вы занимаетесь
гипнозом, тогда вы чувствуете себя спокойнее и увереннее». «Когдатогда», подчеркивают Кинг и
Цитренбаум, это основная лингвистическая конструкция гипнотических внушений. Важно также,
чтобы пациенты обращали внимание на относительное снижение тревожности, а не настраивались на
ее полное исчезновение. Это «переадресование» или изменение фокуса представлений является
основным инструментом Э. г.
В Э. г. необходимо обращаться ко всем важным сознательным или бессознательным смыслам
проблем или симптомов, существующих у пациента. Достаточно часто пациенты сознательно не
понимают важного смысла своих проблемных стереотипов. Гипноз может облегчить им это осознание.
В поиске пациентом экзистенциального смысла его симптомов могут быть использованы
различные стратегии:
1) серия вопросов, облегчающих осознание;
2) предоставление большого набора возможных смыслов;
3) использование техники идеомоторных сигналов «да» и «нет» в гипнотическом трансе при
выборе подходящей интерпретации смысла симптомов.
Рассказывание метафорических историй играет существенную роль в Э. г. В историях, которые
составляются для конкретного пациента гипнотерапевтом, присутствуют два основных элемента:
1) используются представления и образы самого пациента,
2) обращение к внутренним ресурсам пациента для решения его проблем.
В своей книге «Э. г.» Кинг и Цитренбаум приводят многочисленные примеры
гипнотерапевтической работы с позиций экзистенциального психотерапевта.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Собирательное понятие для обозначения
психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие
личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и
выбор жизненного пути (Cohen A. M., Smith R. D., 1976).
Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все
психотерапевтические подходы Э. п. имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в
философии философией существования, возникшей в XX в. как следствие потрясений и
разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.
Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора (Kierkegaard S.) феноменология
философия жизни. Различают религиозных экзистенциалистов: Ясперс (Jaspers K.), Марсель (Marsel
G. О.), Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, и атеистических экзистенциалистов: Хайдеггер (Heidegger M.), Сартр
(Sartre J.-Р.), Камю (Camus А.). Центральное понятие учения экзистенция (человеческое
существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления
человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются
через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях
(борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть
выбор своей сущности.
Границы Э. п. точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее
понимания. В узком смысле термин Э. п. обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном
анализе Франкла (Frankl V. E., 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление,
|