включающая 11 групп, в том числе органические дефекты, личностно-конституционные дефекты,
нарушения, связанные с дефицитом самоконтроля,
нарушения Я-концепции); 3) разработки методов
интеграции этих проблем, в особенности при работе с индивидуальным пациентом (в частности,
Торном разработаны так называемые «уравнения связи» между разными нарушениями, отражающие
концепции различных исследователей; так, уравнение 8 отражает важнейшие постулаты учения Адлера
(Adler A.), a именно интеграцию двух нарушений Я-концепции: низкая самооценка + недостаток
уверенности в себе = неэффективная деятельность = комплекс неполноценности); 4) систематизации
существующих психотерапевтических методов и их соотнесения с выделенными проблемами (так,
определяя в качестве одного из нарушений недостаток способности выражения своих эмоций, Торн
систематизирует 12 приемов, направленных на его коррекцию; в случае «психологического
сопротивления эмоциональным контактам» он описывает 5 способов коррекции и т. п.).
Практическая психотерапевтическая работа с пациентом, проводимая Торном и его учениками,
характеризуется стремлением точно установить тип проблемы, которую необходимо разрешить,
готовностью быстро и гибко менять подход, органической включенностью психотерапевтических
методик, предложенных самыми различными направлениями.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. Один из важнейших механизмов лечебного действия в
психотерапии, составная часть корригирующего эмоционального переживания.
Э. п. для пациента это принятие его психотерапевтом (группой), признание его личностной,
человеческой ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или
здоров. Пациент принимается психотерапевтом (группой) таким, каков он есть на самом деле,
признается как самостоятельная личность со своими мыслями, опытом и переживаниями, хотя,
оставаясь самим собой, он может отличаться от других. Э. п., не отрицая конфронтации и критики,
имеет для пациента огромное значение, так как возникающая благодаря ей атмосфера взаимной
заинтересованности, доверия и понимания создает необходимые предпосылки для ослабления
защитных механизмов, преодоления тревоги и страха. Э. п. играет чрезвычайно важную роль в процессе
переработки содержания обратной связи, в становлении адекватного самопонимания, что предполагает
прежде всего усвоение пациентом новой информации о себе, часто не соответствующей собственным
представлениям. Эмоционально неблагоприятное отношение к себе, неприятие себя препятствуют
адекватной переработке содержания обратной связи, обостряют действие защитных механизмов. Э.п.,
означающая для пациента принятие его психотерапевтом (группой), приводит к тому, что он начинает
принимать себя (механизм, описанный Роджерсом (Rogers С. R.) в индивидуальной психотерапии, когда
безусловное принятие пациента врачом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя), у
него повышается степень самоуважения. В такой ситуации сопоставление неадекватных позиций,
отношений, установок с реальной действительностью снижает возможность дополнительной
травматизации, так как пациент уверен в искреннем, теплом отношении со стороны психотерапевта
(группы).
Иногда Э. п. рассматривают как неспецифический фактор психотерапии, наличие которого лишь
создает условия, необходимую атмосферу для собственно психотерапевтического процесса. Однако
такое представление не учитывает, что Э. п. оказывает непосредственное корригирующее воздействие
на одну из важнейших сторон личности на представление о себе и самооценку, преобразование
которых в позитивном направлении является одной из важнейших задач личностно-ориентированной
психотерапии.
При анализе групповой психотерапии имеются попытки вычленить внутри Э. п. более
конкретные ее составляющие. В качестве таковых указываются групповая сплоченность, или «групповое
сцепление», и надежда, или «внушение надежды». «Групповое сцепление» рассматривается как фактор,
аналогичный отношениям «врач
пациент» в индивидуальной психотерапии; его можно описать как
привлекательность группы для ее членов, чувство принадлежности, доверие, принятие группой,
чувство «Мы», как результат всех сил, побуждающих члена группы оставаться в ней, или силы
притяжения, действующей со стороны группы на ее члена. Вторая составляющая надежда
выступает как осознание возможности достижения цели и изменений. Пациенты видят положительные
преобразования, происходящие с другими, что позволяет им преодолеть собственную неуверенность и
поверить в то, что группа может им помочь.
|