Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 205 
Next page End  

И, наконец, в деятельности редактора важнейшую роль играет субъективный
фактор: редактор ориентируется на собственные личные пристрастия, интересы.
Эти пристрастия и интересы, а также принципиальная общественная позиция
редактора во многом определяют характер и направление издания, которое он
готовит.
Выявляется любопытная закономерность: основой издания является произведе-
ние, ведущее значение имеет именно редактор, так как он определяет, какое
именно произведение будет использовать при подготовке издания, с одной сто-
роны. А с другой - он ограничен автором, так как выбирает произведение из тех,
которые предлагает автор. Этого противоречия не существует при подготовке
редактором переиздания. Тут роль его снова можно определить как ведущую.
По сути,
издательское дело в целом и конкретное издание к середине XIX ве-
ка начинает управлять литературным процессом. Вводя то или иное произведе-
ние в массив изданий, публикуя его в журнале, редактор определяет для его
оценки те критерии, которые отражают принципы журнала в целом.
Журналы
стремятся обозначить для себя и проводить решительно определенную тенден-
цию. Этим определяется отбор материалов и отбор самих сотрудников. Теперь
редакция журнала собирает вокруг себя единомышленников. Например, редак-
ция журнала "Современник" объединяла людей с одинаковыми общественно-
политическими и эстетическими убеждениями.
В отличие от журналов предшествующих периодов, журналы 40- 50-х годов во-
площали взгляды редакционного коллектива. Их отличали коллегиальность и
коллективность. Сложились и коллективы профессиональных литераторов, ко-
торые постоянно сотрудничали в определенных журналах.
Некрасов не публиковал произведений авторов, которые печатали свои произ-
ведения в журналах, позиция которых была враждебна
"Современнику" и
"Отечественным запискам". Теперь редактирование включает и идейную на-
правленность редакторской работы, четкое обозначение политической линии, в
обществе постепенно формируется понимание редактирования как самостоя-
тельной сферы профессиональной деятельности.
Опыт XIX века говорит также о том, что только государственные или поддер-
живаемые государством издания могут осуществлять свою деятельность без
поддержки читателей. Частные же издания процветают только в том случае, ес-
ли они сумели уловить основные интересы общества в духовной сфере. Причем
это должны быть интересы актуального звучания. В противном случае издание
теряет подписчиков и существует только на собственные средства издателя.
Большую роль в развитии редактирования сыграла редакционно-издательская
деятельность
А.И. Герцена. Созданная им Вольная русская типография обес-
печила публикацию большого массива политических, художественных, науч-
ных произведений, которые были запрещены в России. Тем самым было дос-
тигнуто более полное отражение русской демократической, революционной
Hosted by uCoz