сочинения, повествующие о революционной борьбе на Западе. В журнале печа-
таются также статьи о событиях реформации и Крестьянской войны в Германии,
революционной борьбы в Италии, Великой английской революции.
Кроме того, публицисты
"Русского слова" разрабатывали идею социальной
революции. Основу революционной активности народа они видели в знании:
будить разум народа, повышать уровень умственного развития людей - так они
рассматривали одну из своих важнейших задач. Решение этой задачи
Писарев
и его сподвижники видели в распространении естественнонаучных знаний. "Из-
лечить целое общество может только оно само с помощью знания, потому что
болезнь его проистекает от невежества,"
- писал журнал.
Отсюда - особое внимание к просветительству; пропаганде знаний, к поиску
форм и методов пропаганды знаний. Последнее используется в теории редакти-
рования, трансформируясь в требования к научно-популярным материалам, в
критерии редакторской оценки научно-популярного текста.
А.И. Герцен писал: "Одна из главных потребностей нашего времени - обоб-
щение истинных, дельных сведений об естествознании. Их много в науке - их
мало в обществе; надобно втолкнуть их в поток общественного сознания, на-
добно их сделать доступными, надобно им дать форму живую, как жива приро-
да, надобно дать им язык откровенный, простой, как ее собственный язык, кото-
рым она развертывает бесконечное богатство своей сущности в величественной
и стройной простоте"
.
Это высказывание Герцена достаточно отчетливо обрисовывает задачи популя-
ризации научных знаний. Как указывает
Э.А. Лазаревич, исследовавшая осо-
бенности популяризации науки в России,
Д.И. Писарев большинство работ,
опубликованных в журналах "Рассвет", "Русское слово", "Дело", посвятил про-
блемам науки и ее популяризации. Он писал о развитии цивилизации, об эво-
люционном учении Ч. Дарвина, о пользе науки. По мысли Писарева, популяри-
затор должен уметь возвыситься от факта до идеи, показать связь научного дос-
тижения с потребностями практики, единство (связь) различных наук ("общий
цикл знаний"), так как лишь этим путем можно помочь обществу подняться "до
самого сознания и до всеобъемлющего взгляда на свою собственную жизнь"
.
Эти положения важны для разработки требований к произведениям научно-
популярной литературы в теории редактирования. И надо сказать, что научно-
популярная литература XIX века имеет образцы произведений, отвечающих из-
ложенным требованиям.
Для развития редактирования особенно важно, что в трудах Писарева получила
обоснование теории научной
популяризации. Он определил задачи распро-
странения знаний, этапы приобщения к ним читателей, сформулировал требова-
ния к тематике, методу и стилю изложения популярных сочинений
.
Тематика должна быть общедоступной, иметь общечеловеческую значимость и
знакомить читателей с уровнем и методами современной науки. Научными зна-
|