ра выделяется постепенно в самостоятельный комплекс. Главными основаниями
выпуска изданий для детей становятся задачи воспитания и образования.
Среди различные типов и видов изданий большое развитие получают
серии.
Так,
издательство Суворина выпускает дешевые серии
"Дешевая библиоте-
ка",
"Новая библиотека", включавшие произведения русских и зарубежных
авторов, в основном, классиков.
С точки зрения теории редактирования важным фактом этого времени явилось
изучение интересов читателей, особенно крестьянства.
Комитет грамотности
при Вольном экономическом обществе поручил составление
"Систематиче-
ского обзора русской народной литературы". При подготовке обзора было про-
ведено более 100 заседаний, на которых осуществляли отбор литературы в спи-
сок, включивший в окончательном виде около 1000 названий книг. Среди этих
изданий основную массу составляла художественная литература. Кроме того,
были включены книги по географии (128), истории (96), естествознанию (56),
сельскому хозяйству (46). Результаты длительного изучения читателя легли в
основу указателей
"Что читать народу?" (СПб., 1884. - Т. 1; СПб., 1889. - Т.2;
М., 1906. - Т. 3)
.
Эти указатели показывают, что издатели и редакторы стремятся учитывать за-
дачи просвещения народа, выпускают не только художественную, но и доступ-
ную научно-популярную литературу, предназначенную для воспитания и обра-
зования читателей.
Для нас представляют интерес рецензии на так называемую народную литера-
туру, которые отражают критерии ее оценки. Все рецензенты прежде всего рас-
сматривают содержание произведений, отмечая хорошее знание автором пред-
мета, новизну фактов, использование классификаций. Часто ставится вопрос о
соответствии того или иного произведения читательскому адресу. Как недос-
татки отмечаются псевдонародность, балаганность либо чрезмерная сухость
стиля, надуманность. Это говорит о том, что постепенно формируются пред-
ставления о требованиях к литературе, издаваемой для народа.
В 80-90 годы важное место в общественной жизни занимает идея просвещения
народа. Образование народа развивалось в двух руслах: демократическом и
официальном. Официальное, правительственное направление инициировалось
созданной еще в 1872 году
Постоянной комиссией по устройству народных
чтений в Петербурге и его окрестностях. За 25 лет комиссия издала более 200
книг и брошюр для народа. В основном они имели религиозное, нравственное и
патриотическое содержание.
Московское общество распространения полез-
ных книг выпускало издания нравоучительного содержания, предназначавшиеся
детям и читателям из народа.
Характерной чертой демократического направления была связь с научными ис-
следованиями, с выдвижением требований высокого художественного уровня
произведения и демократической направленности содержания. В этом смысле
|