работе в
"Русском богатстве" он старался привлекать продолжателей критиче-
ского реализма. Здесь были опубликованы произведения Г.И. Успенского, К.М.
Станюковича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.В. Вересаева, А.И. Куприна, Н.Г. Га-
рина-Михайловского. Уже сам подбор авторов позволяет говорить о едином
общем направлении журнала - одном из важнейших, по мнению
Короленко,
качеств подобных изданий, о котором, как говорилось выше Короленко забо-
тился еще в
"Северном вестнике".
Короленко подчеркивает важную общественную роль периодических изданий,
усматривает для себя важность участия в этих изданиях. "Если уж издавать
журнал ли, или газету, - писал он, - то только для того, чтобы стоять в том мес-
те, где будущее встречается с прошлым. Ну, а тут всего больше и ударов. Счи-
таю для себя за счастье, что они не минуют и меня"
.
Это, на первый взгляд незначительное, высказывание имеет для редактирования
и методологическое значение. Речь идет о месте издания в общественной соци-
альной жизни, с одной стороны. А с другой - об отношении редактора к форми-
рованию журнала: слова "будущее встречается с прошлым" прекрасно подчер-
кивают значимость периодики в развитии, прогрессе общества.
Важной чертой работы Короленко как редактора было внимательное отношение
к произведениям молодых авторов. На поступающие к нему рукописи он давал
полные обстоятельные разборы, подробно объясняя свои замечания. По свиде-
тельствам современников Короленко в
"Русском богатстве" всячески помогал
молодежи, и можно было утверждать, что "в России никогда не было редактора,
равного Короленко по глубине и широте внимания которое он отдавал обра-
щавшимся к нему авторам"
.
В конце XIX века в литературу и журналистику, как уже говорилось, приходят
новые авторы из рабочей и крестьянской среды. Многие профессиональные ли-
тераторы считали, что нужно поощрять "писателей из народа" и публиковать их
даже слабые вещи, подготовленные на невысоком уровне - в специальных раз-
делах журналов и в сборниках.
Короленко категорически возражал против этого. Он внимательно анализиро-
вал рукописи, помогал их дорабатывать, но не позволял себе снисходительности
в их оценке. Писатель постепенно вырабатывал те социально-педагогические
подходы, которые необходимы редактору при работе с малоподготовленными
авторами. Короленко считал, что произведения этих авторов не нуждаются в
снисхождении, их оценивать нужно, исходя из требований к большой литерату-
ре, и публиковать только добротные, отвечающие этим требованиям произведе-
ния.
С 1888 года Короленко ведет систематические записи о работе с авторами. Его
редакторские книги - ценный источник для современного редактора. Особенно
это касается периода с 1900 по 1921 годы, когда записи Короленко становятся
развернутыми, включают общие замечания и конкретные советы. По этим кни-
|