Вначале - прямое обращение к его представителям: "А вы, молодой артист,
скульптор, художник, поэт, музыкант, неужели вы не замечаете, что в вас нет
того священного огня, который вдохновлял наших предшественников, что ис-
кусство стало банальным, что везде царит посредственность?" Далее следуют
полемически заостренные и несколько утрированные доказательства необходи-
мости революционной идейности творчества. Для их усиления избираются эмо-
ционально насыщенные речевые средства: "Да и возможно ли, чтоб это было
иначе? Восторг, охвативший творцов эпохи Возрождения, когда для них воскрес
древний мир, когда они обратились к чистым источникам самой природы, - от-
сутствует в современном творчестве. Революционные идеи еще не отразились в
искусстве и, за отсутствием какой-бы то ни было идеи, современные художники
увлекаются реализмом. Они изощряются в фотографировании капли росы на
листьях растений, в воспроизведении мускулов коровы, в тщательном описании,
в стихах или прозе, смрада помойных ям и роскоши будуаров хорошеньких
женщин".
Здесь речь еще не идет о партийной литературе как составной части партийной
организации, но художнику, творцу, литератору отказано в главном - в возмож-
ности собственного восприятия жизни и ее художественного осмысления. На-
оборот, ему навязывается лишь единственная линия нравственного поведения,
запрещается творить в русле различных методов и направлений (реализм, на-
пример, однозначно определен как фотографирование).
Наконец, страстный агитационный пафос: "... если ваше сердце бьется в унисон
с сердцем человечества, если вы, как истый поэт, способны всматриваться в
биение жизни, то при виде народа, умирающего от голода, трупов, наполняю-
щих рудники, изувеченных тел, лежащих грудами у подножия баррикад, при
виде сосланных, идущих умирать за свои убеждения в снега Сибири... разве
можете вы оставаться пассивными!"
. В сущности, это призыв, определенная
концентрация экспрессивных языковых ресурсов, т.е. заданный прием воздей-
ствия, который сам по себе вступает в противоречие с высказанным автором
предложением о "способности вслушиваться в биение жизни". Вслушиваться -
значит раздумывать, взвешивать, сопоставлять, определять для себя ценности
бытия, которые в целом неисчерпаемы.
Искусство
полемики, которая находила свое отражение в литературе, требо-
вало удовлетворения целого ряда требований. Например, при выборе темы -
объективной ориентации в направлениях общественной мысли, кроме того -
знания предмета, композиционных форм стратегии и тактики выступления,
оценки его логических и социально-психологических аспектов, а также специ-
фических черт языка и стиля, но самое главное - четких представлений о чита-
теле (слушателе), об особенностях его восприятия. Это касалось не только по-
литического ораторского искусства, но и, в частности, судебного, к чему подви-
гала насыщенная острыми противоречиями эпоха.
Не случайно в 1910 году появилось, по словам известного русского юриста
А.Ф. Кони, "прекрасное систематическое по судебному красноречию сочинение
|