сти, и, с другой стороны, в двух сборниках
"Литературный распад" (1908,
1909), где эта идея достаточно прямолинейно отстаивалась (
В.В. Воровский,
А.М. Горький, В.И. Фриге и др.), прежде всего применительно к литературе и
искусству.
Именно различие принципов художественного осмысления действительности и
методов ее отражения в литературе и искусстве привели к возникновению отли-
чающихся друг от друга школ, направлений, течений. Причем редактор стано-
вится фигурой, проводящей те или иные идеи, способствуя публикации одних
произведений и препятствуя выходу в свет других. Концептуальные представ-
ления редакторов часто служили той идейной основой, на которой строили свои
программы многие издательства. Так издательство
"Шиповник", основанное в
1906 году художником-карикатуристом
З.И.Гржебиным и С.Ю.
Копельма-
ном, начинает выпускать одноименные альманахи (26 сборников за 1907-1916
годы) под редакцией
Л.Н. Андреева, в которых господствующее положение
занимают произведения писателей-символистов (А.А. Блок, К.Д. Бальмонт,
В.Я. Брюсов и другие). Совершенно очевидной была их идейно-эстетическая
направленность против той платформы, на которой стояло
"Знание".
Иную позицию заняло, организованное по инициативе
В.В. Вересаева в 1912
году
"Книгоиздательство писателей в Москве". В известной степени продол-
жая традиции "Знания", в 1913-1918 годах оно выпускало сборник
"Слово", в
котором публиковались представители "нового реализма" (А.Н. Толстой, И.А.
Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, Н.Д. Телешов и др.). Что касается идейно-
художественной программы, то редактор В.В. Вересаев очертил ее предельно
ясно: "... в сборниках наших не должно найти место даже самое талантливое
произведение, если оно идет против жизни, против необходимости борьбы за
лучшую жизнь, за перенесение центра тяжести в потусторонний мир, за отрица-
ние красоты и значительности жизни".
Такая декларация - откровенный примат идеи над художественными средствами
ее выражения, не мог не вызвать протеста у писателей, членов товарищества
(издательство было паевым), которые придерживались разной творческой мане-
ры. Об этом красноречиво свидетельствуют воспоминания
В.В. Вересаева.
"Программа эта, - сообщал он, - вызвала целую бурю, и я до сих пор удивляюсь,
как мне удалось ее провести. Сергеев-Ценский с возмущением писал: "Это зна-
чит, - хочешь не хочешь, а ходи весело?" Борис Зайцев иронически спрашивал:
- Если бы Достоевский вам прислал "Преступление и наказание", то вы бы его
не напечатали?
Бунин неистовствовал больше всех. Он спрашивал:
- Ну, а если я напишу вещь, неподходящую под вашу программу?
Я отвечал:
|