Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 205 
Next page End  

Важного лица... и т.д.
Часто редакторы проявляют нетребовательность и отсутствие чувства меры при
оценке
лексико-фразеологических средств. В лексике многих публикаций за-
метен слой слов, которые носят оттенок насилия (тиран, дубина, виселица, на-
гайка, пуля), и откровенно бранных с резко отрицательной экспрессией (сатра-
пы, подлецы, гады, хапуги, негодяи и пр.), часты нарушения этической грани,
через которую не должен переступать редактор.
Второй период сатирической журналистики начала века (1910-е годы) характе-
рен развитием сатирических журналов. Можно говорить о накоплении редак-
торского опыта. В первую очередь это относится к редакционно-издательской
деятельности таких журналов, как
"Сатирикон" (1908-1914 годы) и
"Новый
сатирикон" (1913-1918 годы), которые редактировал
А.Т. Аверченко - поэт,
прозаик, драматург, блестящий фельетонист, обладавший к тому же высокими
профессиональными редакторскими качествами. Организаторские способности
позволили
А.Т. Аверченко привлечь к своим изданиям лучшие литературные
силы того времени, представляющие сатирический жанр. Здесь публиковались,
в частности, Тэффи (Н.А Лохвицкая), ставшая одним из ведущих сотрудников,
Саша Черный (А.М. Гликберг), А.С. Бухов, В.В. Маяковский и др.
Достаточно точно определил место "Сатирикона" в литературной жизни, как и в
редакционно-издательском деле, исследователь того времени
Л.Ф. Ершов. По
его мнению, "путь от "Будильника" (1865-1918) и "Осколков" (1881-1916) к "Са-
тирикону" - это движение от развлекательно-увеселительной юмористики, вра-
щающейся в неизменном кругу традиционных тем (дачный муж, злая теща, ку-
пец, подвыпивший на маскараде, рождественско-пасхальные квипрокво), к
журналу нового типа - своеобразному сатирико-юмористическому обозрению
общественно-политической злобы дня". Нельзя не согласиться и с его выводом
о том, что в
"Сатириконе", учитывая высокое искусство редактирования (ред.
А.Т. Аверченко) и высокий профессионализм его сотрудников, появились но-
вые приемы создания комического. Вместо отдельных "смешных" словечек и
строк появилось умение пронизывать иронической, насмешливой экспрессией
всю ткань стиха, в том числе и пейзаж"
.
Опыт сатириконцев несомненно сказался на развитии редакторского мастерства,
однако в революционной прессе их деятельность оценивалась, главным обра-
зом, с политических позиций. Красноречивое свидетельство тому - статься в
"Правде" от 25 июля 1912 года под названием "Сытый смех", в которой журнал
воспринимается как адвокатура богатых и власть имущих, поскольку в нем от-
сутствует критика основ существующего строя и правопорядка.
Однако сама возможность существования той полифонической атмосферы, ко-
торой отличалась общественная жизнь и в которой протекала редакционно-
издательская деятельность, стимулировала духовное раскрепощение творческой
личности, активизировала искания в области форм и средств ее художественно-
Hosted by uCoz