вившего на первое место совершенство пластической выразительности формы
А. Гильдебранда (Хильдебранда) "Проблема формы в изобразительном искусст-
ве" (1915). В подготовке авторского оригинала (перевод и художественное
оформление обложки - оригинальная гравюра на дереве) принимал участие
В.А. Фаворский. Впоследствии он разработал концепцию художественного
оформления книги. Основной задачей внутренних элементов издания Фавор-
ский считал пространственно-временное истолкование текста.
Трибуной символистам служило и
издательство "Гриф" (1903- 1914), а также
издаваемый
П.П. Рябушинским художественный и литературно-критический
ежемесячный журнал
"Золотое руно" (1906-1909). В журнале были опублико-
ваны статьи
А.А. Блока о принципах и задачах художественного творчества
("О реалистах", 1907; "О драме", 1907; "Письма о поэзии", 1908; "Россия и ин-
теллигенция", 1909), которые легли в основу его редакторского понимания со-
циальных и эстетических ценностей.
"...Предпосылкой всякого художественно-критического исследования, - писал
А.А. Блок, - должно быть непременно определение ритмических фондов ху-
дожника, что касается поэтов и прозаиков в равной мере. Раз ритм налицо, зна-
чит творчество художника есть отзвук целого оркестра, т.е. отзвук души народ-
ной. Вопрос только в степени удаленности от нее или близости к ней"
.
В противопоставлении символизму представители другого литературного тече-
ния - акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и другие),
сверхзадачей художественного творчества считали максимально адекватную
передачу восприятия вещного, осязаемого, живого мира, наполненного разно-
звучием, многоцветьем земного существования. Объединившись в литератур-
ную группу "Цех поэтов" (1911-1914; 1920-1922), они активно сотрудничали в
журналах
"Апполон" (1909-1917), который редактировал
С.К. Маковский,
"Гиперборей" (1912-1913 ) (редактор
М.Л. Лозинский), в альманахах
"Це-
ха поэтов".
Эти издания служили не только рупором для провозглашения идей акмеистов,
но и предлагали образцы нового художественного стиля. Так, уже в первом но-
мере "Апполона" за 1913 год были опубликованы статьи
Н.С. Гумилева "На-
следие символизма и акмеизм",
С.М. Городецкого "Некоторые течения в со-
временной русской поэзии", а в третьем - стихотворения как этих авторов, так и
В. Нарбута, А. Ахматовой, О. Мандельштама, которые служили своеобразными
иллюстрациями к высказанным в упомянутых статьях теоретическим положе-
ниям.
С точки зрения воспитания профессионализма редактора как соучастника твор-
ческого процесса школа акмеистов дала достаточно много. Она способствовала
прежде всего развитию лингво-стилистического направления в теории и прак-
тике редактирования. Поэтическая проповедь акмеистов вернуть слову как ос-
новному средству выражения отношения "я и этот мир" его изначальную силу и
смысл, затуманенный смутными ощущениями и ассоциациями символистов,
|