бернских и уездных городах); установить непосредственные связи торговых ап-
паратов издательств с избами-читальнями, школами, кооперативными органи-
зациями; улучшить пропаганду книги и т.д. В программе стоял вопрос об уде-
шевлении книги до 4 коп. за печатный лист в первом полугодии и до 3 коп. - во
втором.
Помимо создания оптимальной организационно-экономической среды для эф-
фективного воздействия массовой книги конкретные требования предъявляются
и к тем ее функциональным элементам, которые учитывает редактор, работая
над преобразованием авторского оригинала в издательский. Так, отмечалось, в
частности, что в книге для массового читателя, только-только преодолевшего
неграмотность, "шрифт должен быть четким, крупным, не менее цицеро. Кор-
пус, а тем более боргез и петит допустимы только в редких случаях... Ширина
набора должна быть в 6,5 квадратов (около 10 см). Соответственно высота на-
бора должна быть 8 квадратов (около 14,5 см)... Размер книги нормально дол-
жен быть в 1 лист, максимально 2-2,5 листа... Она должна быть снабжена иллю-
страциями... Желательно снабжать книги художественными красочными об-
ложками, преимущественно иллюстративными или плакатными".
Получают свою оценку лингво-стилистические и композиционные средства. Так
рекомендуется пользоваться языком, близким к разговорному, "но недопустимо
подделываться под простонародный". "В случае... употребления иностранных
слов, научных терминов и новых понятий, смысл их должен быть ясен из кон-
текста или специально разъяснен в тексте. Следует избегать дробей, по возмож-
ности округляя цифры. Недопустимо сокращение слов, даже самых обычных,
т.к. они требуют привычки. Желательны короткие фразы, разделенные точками.
Для облегчения усвоения прочитанного рекомендуется чаще разбивать текст на
абзацы и главы с заголовками, подзаголовками и лозунгами... Не следует зло-
употреблять формою сказок и побасенок в деловых серьезных вопросах"
.
По мере ликвидации неграмотности (в 1920 году процент грамотных в возрасте
9-49 лет составлял 44,1, в 1926 - 56,6, в 1939 году - 87,4) и роста уровня профес-
сионального образования в значительной мере меняются и редакционно-
издательские задачи. Постепенно теряет свое значение ориентировка на полу-
грамотного читателя, на первый план выдвигается разработка адекватных видов
и типов изданий. Начало этого процесса наблюдается уже в 20-е годы. Так если
в 1920 году брошюры составляли 55,9% всей книжной продукции, то в 1921 го-
ду -47,4%
. В дальнейшем потребность в видотипологическом разнообразии
издательского репертуара значительно увеличивается.
Особенно заметной эта проблема становится в области издания нехудожествен-
ной литературы. В постановлении ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1928 года "Об об-
служивании книгой массового читателя" указывается на необходимость увели-
чения выпуска массовой производственной литературы, способствующей по-
вышению уровня технических знаний рабочих и крестьян. Этой цели призваны
были служить производственные пособия, учебники и справочники. Более ши-
рокой профессиональной постановкой вопроса отличалось постановление ЦК
|