знал, как выглядела в ту пору украинская степь, и он указал автору": "Неверно"
.
Однако более важно даже, чем тонкая филигранная работа над языком литера-
турного произведения (а
Горький редактировал таких признанных мастеров,
как М. Пришвин, К. Тренев, Вс. Иванов, К. Федин, Ф. Гладков, Ф. Панферов, К.
Паустовский), его умение видеть контекст реальной действительности, в кото-
ром это произведение родилось, глубоко понимать процесс отражения в нем
творческой личности, определять меру ее духовного потенциала и возможности
его реализации.
Проблема "личность и общество" - одна из центральных в развитии духовной
культуры человечества. Затрагивая ее социально-психологический аспект,
Горький писал в 1918 году о том, что "нам в плоть и кровь привита привычка
надеяться на помощь извне, от Николая Угодника, от хорошей погоды, либе-
ральных чиновников..., сейчас - наш рядовой обыватель ожидает помощи тоже
откуда-то со стороны. У нас всегда сколько угодно "ориентаций", нет только
самой лучшей - ориентации на самого себя, на свои силы"
. Однако полностью
избежать плена этих "ориентаций" не удалось и самому
Горькому. Это дало
повод, в частности, русскому поэту и переводчику В.Ф. Ходасевичу, близко
знавшему писателя, жестко написать о том, что
Горький из писателя и друга
писателей превратился в надсмотрщика за ними.
Вместе с тем нельзя отрицать и того, что
Горький сохранил проницательную
силу художника и аналитика, равно как и способность отстаивать те объектив-
ные критерии, которым соответствуют образцы подлинного искусства. Красно-
речивым примером тому может служить его оценка творчества такого своеоб-
разного писателя, как
И. Бабель. Его "Конармия", увидевшая свет в 1926 году,
действительно стала заметным явлением литературы первого послереволюци-
онного десятилетия, но как и всякое нерядовое событие вызвала много противо-
речивых, порой противоположных суждений в печати и профессиональной ли-
тературной критике.
Резко отрицательное отношение к книге выказал, в частности, ряд штабных
офицеров Первой Конной. И вот здесь показательна позиция М. Горького. Ис-
следователи указывают на тот факт, что "
Горький взял
Бабеля под защиту,
обратив внимание общественности прежде всего на талантливость писателя,
сумевшего украсить буденовцев изнутри даже "лучше, правдивее, чем Гоголь
запорожцев". Спор
Горького о "Конармии" имел принципиальное значение
для развивающейся советской литературы. Интересно, что и позднее, в тридца-
тые годы, Горький отвечал оппонентам Бабеля однозначно: "такие произведе-
ния, как "Конармия" нельзя судить "с высоты коня". Прошли годы, и время рас-
ставило необходимые акценты в полемике"
.
Проблема преемственности традиций редактирования нашла свое отражение и в
редакционно-издательской деятельности
В.Я. Брюсова. Как издатель и редак-
тор (об этом говорилось в предыдущей главе) В.Я. Брюсов сформировался в до-
|