основе действия целого ряда факторов. В 20-е годы на практике редактирования
несомненно сказываются "бунтарские" течения в самом литературном процессе.
По воспоминаниям
В.Т. Шаламова "... двадцатые годы - это время литератур-
ных сражений, поэтических битв... Имажинисты, комфуты, ничевоки, крестьян-
ские поэты; "Кузница", Леф, "Перевал", РАПП, конструктивисты, оригинали-
сты-фразари и прочие, им же имя легион..."
.
Наиболее заметным литературным течением был имажинизм. Исповедывавшие
его литераторы (С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич и
другие) имели свое издательство
"Имажинисты", выпускали одноименные
сборники и журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (1922-1924
годы). Имажинисты привнесли в палитру редакторских оценок литературного
произведения естественную образность русской речи, пристальное внимание к
предметной детали, изобразительной подробности, тропам, системе мелодиче-
ской и ритмической организации текста, с одной стороны, и чисто формалисти-
ческие подходы - с другой.
Широкое использование образных литературных средств позволяло талантли-
вым представителям этого направления часто достигать прекрасного вырази-
тельного эффекта в художественной характеристике человека и окружающей
его действительности. Вот, например, как "видел" С.А.
Есенина его соратник
по литературному цеху
А.Б. Мариенгоф:
Есенин с навыком степного пастуха
Пасет столетья звонкой хворостиной...
Однако уже в 20-е годы (в контексте острых дискуссий) постепенно начинает
складываться система жесткой регламентации издательского дела. В июне 1922
года было образовано Главное управление по делам литературы и издательств
(Главлит), а на местах губ- и обллиты, то есть органы цензуры. Постепенно на-
чинает формироваться идеологический догмат, провозглашается примат поли-
тических целей и задач государства не только в материальной, но и духовной
сфере. Характерно в этом отношении совещание "О политике партии в художе-
ственной литературе", которое было проведено Отделом печати ЦК РКП(б) в
мае 1924 года. Как справедливо отмечают историки литературы, по существу,
дискуссия сводилась к тому, "каким быть искусству после революции: сохра-
нять ли ему свою специфику в познании мира или подчиняться политике, ото-
ждествиться с нею в видении мира и способах его интерпретации"
Эту же литературу создают люди, прошедшие опыт XIX века (оставим в сторо-
не неграмотных и просто взыскующих легкого заработка). Невозможно полно-
стью устранить воздействие этого опыта на психику. Разрыв между психикой и
продукцией усугублен тем, что чтение русских классиков не возбраняется, даже
поощряется. Конъюнктурная литература - уникальный социальный факт, изоли-
рованная система, включаясь в которую сразу начинают играть по ее правилам.
|