Например, в последнем прижизненном издании своей знаменитой книги
"Глаз
и Солнце", обращаясь к читателям, он предостерегает их от разочарования в
том, что автор не дал исчерпывающего ответа на вопрос о природе света. Более
того, загадка оказалась еще более сложной, чем во времена Ньютона и Ломоно-
сова. Но автор честен, ибо он показал, что чем ближе мы подходим к истине,
тем более обнаруживается ее неисчерпаемость.
С.И. Вавилов обогатил практику создания и подготовки
популярного изда-
ния о науке множеством оригинальных приемов использования образных
средств при изложении научного материала, стилистических фигур, лексиче-
ских находок. Однако главное, что привнес он в научную популяризацию, - это
научное предвидение, - то, что сейчас называют научным прогнозированием,
которое опирается на глубокую аналитическую оценку закономерностей разви-
тия естественного мира. К этому он и приобщает читателя.
С редакционно-издательской деятельностью был тесно связан и известный уче-
ный минералог и геохимик
А.Е. Ферсман, оставивший после себя не только
классические образцы научной прозы, но и прекрасные
научно-популярные
книги и статьи ("Занимательная минералогия", "Занимательная геохимия", "Пу-
тешествие за камнем", "Рассказы о самоцветах", "Воспоминания о камне" и др.).
Он принимал активное участие в организации (1912) и редактировании одного
из наиболее известных научно-популярных журналов
"Природа". Позже рабо-
тал в редакционном отделе частного
издательства З.И. Гржебина (1919-1923),
состоял членом-пайщиком кооперативного издательства "Время" (1922-1934) -
"издательской артели работников науки, литературы, книжной графики и изда-
тельского дела", выступал как автор, редактор, рецензент.
А.Е. Ферсман был
первым руководителем
"Издательства Российской академии наук" и одновре-
менно академической типографии.
А.Е. Ферсман создал целую школу научной популяризации, значительно до-
полнив лучший опыт, накопленный ранее в этой области. При написании науч-
но-популярного произведения, рассказывающего о, казалось бы, бесстрастной и
холодной неживой природе, он исходил из принципа единства органического и
неорганического мира и их взаимосвязей, которые под взглядом ученого и од-
новременно художника, открываются своими неожиданными гранями.
Этому подходу у
А.Е. Ферсмана подчинено использование и сюжетно-
композиционных, и изобразительно-выразительных средств. Его произведения
написаны по материалам научных экспедиций. Для Ферсмана-исследователя,
когда он рассказывает, например, в "Занимательной минералогии" о диковин-
ных кристаллах-гигантах, жидких и летучих камнях и т.д., добиться удивления
читателя или его простой заинтересованности не является самоцелью. Главное
для него - заставить читателя задуматься, приобщить его к сложному процессу
миропознания. Именно поэтому, когда он пишет о своих наблюдениях над из-
менением цвета природных минералов ("иногда ...камень блекнет, подобно
цветку"), то параллельно говорит и о научных экспериментах, цель которых по-
лучить заданную окраску некоторых ценных минералов.
|