"Земле Санникова" - легенда о том, что севернее Новосибирских островов ле-
жит неизвестная земля, которую еще в 1811 году видел промышленник Яков
Санников, а позже - известный полярный исследователь Э.В. Толь. Здесь же
"обыгран" миф о том, что когда-то существовало загадочное племя онкилонов,
жившее вдоль берега Северного Ледовитого океана и потом исчезнувшее таин-
ственным образом.
Герои этих книг, путешествуя и попадая то ли внутрь Земли, то ли достигая не-
известной Земли Санникова, открывают для себя удивительный мир прошлого,
отстоящий от нас на тысячи и миллионы лет. Это позволяет автору воссоздать
для читателя в "Плутонии" научно-достоверную картину развития фауны и
флоры Земли примерно 200 миллионов лет назад; в "Земле Санникова" - дать
яркие этнографические картины жизни и быта людей каменного века.
Вымысел, миф, легенда и подлинные научные данные создают в произведениях
В.А. Обручева прочный сплав, что делает его рассказы о науке и научно дос-
товерными, и фантастическими одновременно. Возникает своеобразный эффект
романтики самого научного поиска. Весьма показательно и отношение ученого
к созданию научно-популярной книги - труду, по его мнению, чрезвычайно
сложному и ответственному. В качестве примера можно привести историю на-
писания им работы "От Кяхты до Кульджи" (1940). После научной экспедиции
по одноименному маршруту
В.А. Обручев пишет короткое сообщение, про-
ходит 7 лет и он публикует научное описание части исследованного района, че-
рез 20 лет создает обобщающий научный труд, и в итоге лишь через 46 лет рож-
дается научно-популярная книга.
§4.2 Редакторская подготовка изданий произве-
дений отдельных видов литературы
Редактирование детской литературы (С.Я. Маршак)
Непреходящее значение в создании методологии и методики редакторской
работы в области детской литературы имела редакционно-издательская дея-
тельность
С.Я. Маршака. Она была направлена прежде всего на преодоление
утилитарно-догматического подхода к воспитанию человеческой личности, бы-
товавшего в то время, и основывалась на глубоком и тонком понимании эмо-
ционально-психологической природы восприятия ребенком окружающего мира.
Отсюда те идеи, а также методы и средства их реализации, которым следовал
С.Я. Маршак, руководя ленинградской редакцией детского отдела
Ленгосиз-
дата (1924-1937), сотрудничая в качестве автора и редактора в целом ряде
детских периодических изданий ("Воробей", "Чиж", "Новый Робинзон", "Кос-
тер").
|