вать квалифицированный учет редактором экономических показателей при ее
подготовке и тиражировании. Главный эффект, в том числе и экономический, от
целого ряда изданий, например научных, учебных, справочных, научно-
популярных, информационных, заключается в распространении знаний, инфор-
мации о достижениях науки, техники и культуры, способствующих прогрессу
общества. Однако в современных экономических условиях редактор не может
не считаться с тем, что издательское дело является бизнесом, и книги необхо-
димо ориентировать на покупателя. Так что, говоря об экономической стороне
деятельности редактора, нужно иметь в виду коммерческий аспект. Коммерциа-
лизация книгоиздания является важным фактором, влияющим на методологию
редакторской деятельности. Редактор должен быть всегда готов ответить на во-
прос: какая книга нужна читателю, а еще точнее - какую книгу в состоянии ку-
пить читатель. В работе над книгой редактор не может игнорировать сложив-
шееся представление о ней как о товаре. Однако он должен знать, как обеспе-
чить в книге сочетание духовного и материального.
Книга - это предметное воплощение идеального, специфического общественно
значимого продукта - интеллектуальной деятельности человека. Мерилом цен-
ности книги являются, прежде всего, ее духовная, информационная, эстетиче-
ская стороны, - то, что составляет ее содержание. Содержание книги составляет
прежде всего содержание помещенного в ней литературного произведения.
Кроме того в ней присутствуют и другие содержательные элементы, такие, как
издательское, художественное и полиграфическое оформление, аппарат и дру-
гие составляющие. Все это делает непосредственно редактор или под его руко-
водством другие специалисты - технический редактор, корректор, наборщик
(оператор ЭВМ), верстальщик, художник-оформитель и другие. Товарные свой-
ства книги зависят кроме того от технологии ее изготовления, которая влияет на
качество книги в целом, на ее распространение и реализацию.
Таким образом, редактору важно учитывать, что степень общественного воздей-
ствия книги, в том числе на потенциального покупателя, зависит от тех, кто соз-
дал книгу.
Еще одним фактором, который определяет методологию редакторского труда и
его характер, является технология производства книги. Это хорошо видно на
примере информатизации современного издательского дела и внедрения новых
информационных технологий в редакционно-издательский процесс. Использо-
вание информационных технологий, основанных на компьютеризации редакци-
онно-издательского процесса и, в частности, появление электронной книги обя-
зывают редактора к поиску и освоению новых форм и методов работы, к реше-
нию организационно-структурных и психологических проблем. Редактору не-
обходимо учитывать, что применение новой издательской техники и информа-
ционных технологий приводит к существенным изменениям в психике, преоб-
разует деятельностные и познавательные процессы редакционного коллектива,
воздействует на структуру традиционных ролевых функций, влияет на характер
общения в коллективе. Определяя методологию работы редактора, особенно на
производственном этапе, новые информационные технологии существенно по-
|