Изложенные положения в наибольшей степени относятся к нехудожественной
книге, однако, они могут быть применимы и к книге литературно-
художественной, что свидетельствует об их универсальности. Опираясь на этот
факт, редактор должен вместе с тем учитывать, что в конкретной ситуации ему
приходится иметь дело не вообще с книгой, а с книгой совершенно определен-
ной, у которой есть автор и потенциальный читатель и которая является средст-
вом связи и диалога между ними. Эта связь начинается с зарождения у автора
замысла литературного произведения.
В замысле произведения всех видов литературы, кроме художественной, заклю-
чается основная мысль, идея произведения, то, что хочет сказать автор, намеча-
ются средства и приемы реализации замысла. Со своим замыслом автор может
обратиться к редактору, который исходя из этого замысла, будет формировать
концепцию издания. Именно редактор, прежде всего, озабочен тем, чтобы под-
готовить к изданию литературное произведение. При этом он на основе редак-
торского анализа и оценки произведения должен решить, нужно ли данное из-
дание, отвечает ли оно потребностям читателей.
От того, как реализован замысел, зависит, получилась ли книга, выполнит она
свои функции или нет. Естественно, что поэтому нужно видеть в замысле фак-
тор, который обусловливает подход редактора к решению задачи создания кни-
ги и выбор метода ее решения. Редактор добивается реализации замысла произ-
ведения, начиная с разработки концепции издания и в последующем при редак-
тировании произведения.
Разработка концепции издания является важнейшей творческой операцией, вы-
полняемой редактором. Формируя концепцию издания, редактор создает его
обоснованную модель. С точки зрения психологии творчества, понятие концеп-
ции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообуслов-
ленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе редакторско-
го анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изда-
нию и обоснования его характеристик. Исходная информация включает разно-
образные сведения, с учетом которых создается издание. Это - авторский замы-
сел произведения, составляющего основу издания, характер и содержание чита-
тельских потребностей, вид литературы, видо-типовые признаки издания. Кон-
цепцией определяется вся последующая творческая и практическая работа над
изданием. Создать концепцию значит спроектировать будущее издание. Задача
редактора, проектирующего книгу, найти и обосновать ее параметры как по ти-
пологическим признакам, так и по оформлению - художественному, техниче-
скому, формату, обложке и т.п.
Особо нужно указать на важность для работы редактора всестороннего рас-
смотрения и учета типологических характеристик издания. Целевое назначение
и читательский адрес, функциональная предназначенность должны быть зало-
жены уже в концепции издания, на них опирается редактор при проектировании
книги. Типологическими признаками издания редактор руководствуется, рабо-
тая над ним на протяжении всего редакционно-издательского процесса.
|