В конце ХVIII и начале XIX века оживляется журнальная деятельность. Появи-
лись "Вестник Европы", "Русский Вестник", "Сын Отечества", "Москвитянин".
В этих журналах публикуют художественную литературу - оригинальную и пе-
реводную (переводы часто появлялись почти одновременно с выходом на Запа-
де их оригиналов), материалы о науке, путешествиях, политике, искусстве, му-
зыке, модах.
Наибольший интерес с точки зрения редакторской работы представляет дея-
тельность по подготовке конкретных изданий. Тут важно рассмотреть два ас-
пекта - отбор произведений и формирование издания.
В системе
издательского дела отрабатываются в это время постепенно общие
подходы к подготовке изданий различных видов, формируется осознание их
своеобразия, складывается представление об их специфических чертах. Так,
журнальные издания получают статус периодических, альманахи - разовых, и
это определяет в редакторской практике основания их подготовки, принципы
подхода к отбору произведений, структуре, аппарату.
§2 Редакторские аспекты подготовки альмана-
хов
Альманахи в рассматриваемый период получают большое развитие. Их ос-
новные специфические черты сохраняются в
моделях изданий до наших дней.
Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а
также определенные традиции.
Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли
альманахами (например, две книжки альманаха
"Аглая" - 1794-1795 годы, три
книжки альманаха
"Аониды" - 1796-1799 годы), характерными особенностями
которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в
них в основном литературно-художественные произведения разных авторов.
В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто
сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися
не периодически, а от случая к случаю
. К чисто литературному значению, ко-
торое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идей-
но-политическое.
Изданные в 1796-1799 годах три книги альманаха
Н.М. Карамзина
"Аони-
ды" сопровождались
предисловием, в котором был изложен принцип отноше-
ния издателя к авторскому тексту: "Я не позволил себе, - пишет он, - переменить
ни одного слова в сообщенных мне письмах"
.
|