Карамзине этот журнал отличался, по мнению современников, интересными
статьями, изяществом выбора произведений и тем, изяществом слога.
В.Г. Бе-
линский писал по поводу редакторской деятельности Карамзина: "До Карамзина
у нас были периодические издания, но не было ни одного журнала: он первый
дал нам его. Его "Московский журнал" и
"Вестник Европы" были для своего
времени явлением удивительным и огромным"
.
"Вестник Европы" включал два раздела - "Политика", "Литература и смесь".
В отделе "Политика" публиковали материалы о событиях за рубежом. В рубри-
ку "Литература и смесь" включали переводные произведения иностранных ав-
торов, русских писателей, близких Карамзину - Дмитриева, Нелединского-
Милецкого, В. Пушкина, Жуковского, Державина, Хераскова. Литературной
программой журнала была пропаганда сентиментализма.
Этот журнал полностью создавался
Карамзиным. Он составил план издания,
отбирал стихотворения и статьи. Тираж
"Вестника Европы" в первом же году
достиг 1200 экземпляров.
В 1812 году - через 10 лет после выхода в свет
"Вестника Европы" начал свое
существование второй авторитетный русский журнал, который также просуще-
ствовал много лет.
"Сын Отечества" выходил еженедельно, его целью было
возбудить патриотический подъем россиян. На создание журнала царь Алек-
сандр I отпустил тысячу рублей, имея в виду правительственное его направле-
ние. Редактором-издателем журнала назначили
Н.И. Греча - бывшего учителя
петербургской гимназии и секретаря цензурного комитета. Это был "историче-
ский и политический журнал".
В первый период своего существования, в 1812-1813 годах,
"Сын Отечества"
был самым передовым журналом того времени. Материалы журнала отличали
пафос, политическое свободомыслие, что обеспечивалось отбором материалов,
язык, литературная отделка которых отвечали самым высоким критериям.
Поэзию в журнале представляли оды, гимны, историческая песня, патриотиче-
ская басня. Кроме литературно-художественных произведений в журнале по-
мещали литературно-критические статьи.
В 1815 году здесь впервые было напечатано литературно-художественное обо-
зрение. С этого времени жанр
обозрения стал постоянной формой представ-
ления журналом обзора новой литературы. Он прочно вошел в русскую журна-
листику. С точки зрения редактирования данный жанр имеет особую позицию.
Формируя журнал, редактор может обратить внимание читателей не только на
те произведения, которые он сумел опубликовать. Обзор новой литературы
расширяет границы показа литературного потока. Кроме того, он характеризует
позицию журнала по отношению к литературному процессу.
|