Глава 1. Зарождение редактирования
§1 Природа редактирования и его проявления в
дописьменный период
Редактирование представляет собой совокупность взаимосвязанных и целесо-
образно организованных творческих и практических действий и процессов, дея-
тельность по созданию и распространению книги. Редактирование зародилось,
прошло становление, развилось, приобрело профессиональные признаки и каче-
ства, сформировалось как сфера профессиональной деятельности под влиянием
потребностей человека и общества и в связи с условиями общественного разви-
тия. В ходе и в результате развития редактирования сформировались его цели и
принципы, разработаны собственные профессиональные метод и приемы, очер-
чен объект, установлены содержание и границы, найдено определение понятия,
закреплено название. Как сфера профессиональной деятельности современное
редактирование располагает богатым опытом, на основе изучения, анализа и
разработки которого созданы теория и в итоге сформирована самостоятельная
научная дисциплина, которая является отраслью комплексной науки о
книге и
книжном деле -
книговедения.
Рассматривая редактирование в историческом и гносеологическом планах,
можно видеть, что редактирование возникло и длительное время развивалось в
связи с необходимостью обработки текста.
Текст является средством органи-
зации, оформления и закрепления (устного или письменного) информации в
процессах межличностной и (или) общественной коммуникации. Человек с са-
мых первых своих шагов вынужден был опираться на информацию. Без нее не
могло быть познания окружающего мира, было невозможным приспособление
человека к окружающей природе, его выживание, саморазвитие и жизнедея-
тельность. В связи с потребностью людей в обмене информацией и зародился
текст как результат конкретного акта речи. Текст может состоять из одного сло-
ва или некоторого множества слов. Одновременно с речью человека как состав-
ной частью речевого акта и вместе с текстом возникла необходимость в редак-
тировании.
Первые действия первобытного человека по редактированию были неосознан-
ными. Однако по мере саморазвития человека, совершенствования его интел-
лекта и речи, накопления им информации общение приобретало иной характер.
Информация как результат познания составляла содержание не только непо-
средственного восприятия реального мира, но и мысленного оперирования объ-
ектами материальной действительности и данными практики. При речевом об-
мене информацией появлялась уже осознанная потребность в действиях и про-
цессах, совокупность которых была зачатками той деятельности, которая со
временем стала называться редактированием.
|