Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 205 
Next page End  

разных периодических изданиях или отдельно, приобретавшие от соседства
других авторов особые черты - полемические, литературно-партийные, про-
граммные и т.д. (подчеркнуто мною. - С.А.), будучи изъяты из своей историче-
ской обстановки и собраны в специальное издание (подчеркнуто мною. - С.А.),
утрачивают многое из присущего им как явлениям литературы определенной
эпохи"
.
Подлинный исследователь изучает творчество писателя не по "полным собра-
ниям сочинений", а в его, так сказать, "естественной" обстановке, в его реаль-
ном, а не библиографически восстановленном литературном окружении.
В разработке принципов формирования изданий собрания сочинений писателя
сыграли ведущую рои выдающиеся литераторы, литературные критики, издате-
ли, редакторы. Выработались два подхода к составлению таких изданий: так на-
зываемый "хронологический" и "биографический". Это объясняется изменением
вкусов читающей публики - читателя интересуют не только собственно произ-
ведения, но и развитие творчества писателя. Собрания сочинений позволяют
прослеживать путь становления писателя, его поиск. Это состояние отношения
читателя к собранию сочинений выразил
В.Г. Белинский, который писал в
журнале
"Молва": "Еще при выходе сочинений Державина г.
Смирдину бы-
ло замечено в одном московском журнале, что стихотворения должны распола-
гаться в хронологическом порядке, сообразно со временем их появления в свет.
Такого рода издания представляют любопытную картину постепенного разви-
тия таланта художника и дают важные факты для эстетика и для историка лите-
ратуры..."
.
Хронологический принцип предполагает две возможности размещения мате-
риала - "историко-литературную", когда произведения располагаются в издании
в соответствии со временем их написания, и "биографическую", когда в основу
расположения материала кладут хронологию его творчества, а не его литера-
турных произведений. Этот принцип широко используется и сегодня.
Первым высказался за использование данного принципа еще в 1832 г.
Н.А
Полевой, а, как утверждает
П.Н. Берков, "подлинным теоретиком и пропаган-
дистом этого направления был
В.Г. Белинский"
, который отстаивал и обос-
новывал хронологический порядок расположения литературного материала), с
жанровым делением его (стихотворения, поэмы, драматические произведения и
проза).
Белинский развивает хронологический принцип и в основу издания стихотворе-
ний Кольцова кладет не только исторический, но и эстетический принцип, от-
мечая лучшие произведения поэта и обеспечивая полноту издания. В статье
"О жизни и сочинениях Кольцова", предпосланной изданным под его редакцией
"Стихотворениям", критик пишет: "Теперь нам остается сказать о редакционной
части издания сочинений Кольцова. Мы располагаем его сочинения по годам и
разделили их на два отдела. В первом поместили мы одно лучшее, избранное, не
нарушая однако же хронологической последовательности... Таким образом, из
Hosted by uCoz