Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 366 
Next page End  

несовершенство системы законодательства; 2) нестабильная экономическая и политическая обстановка
в стране; 3) большая уязвимость перед рэкетом, отсутствие безопасности; 4) отсутствие связей в сфере
бизнеса (Е. Кобзева, 1991). Спрашивается, что специфического для женского бизнеса выявила автор?
Разве те же проблемы не касаются бизнесменов-мужчин?
Или, например, при обсуждении «пропасти между полами» во время американской
предвыборной кампании, пишет Д. Майерс (2000), комментаторы удивлялись тому, что большинство
женщин голосуют за демократов, но не пытались выяснить, почему большинство мужчин голосуют за
республиканцев.
Выявить женскую специфику (впрочем, как и мужскую) можно только при их сравнении с
представителями другого пола, а не при изолированном изучении женщин (или мужчин). С
дифференциально-психофизиологических позиций и женщины, и мужчины представляют одинаковый
интерес.
Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации
Из этой главы вы узнаете, почему развитие плода идет в одном случае по мужскому типу, а в
другом — по женскому и какова целесообразность наличия в природе двух полов. В главе дается
характеристика мужчин и женщин как индивидов, т. е. как биологических существ. Рассматриваются
различия в выраженности у представителей обоих полов соматических и физиологических свойств.
Приведены демографические данные, свидетельствующие о том, что женщин больше, чем мужчин, хотя
мальчиков рождается больше, чем девочек. Раскрываются причины этой демографической особенности.
В заключение главы рассматриваются аномалии развития и специфика заболеваний мужчин и женщин.
1.1. Биологические механизмы половой дифференциации
Вопрос о том, почему получаются мальчики и девочки, интересовал человечество давно. Этому
давались различные объяснения. Например, Аристотель считал, что главное — как ласкают друг друга
мужчина и женщина, кто более страстен во время полового акта. Если более страстен мужчина, то
получится мальчик, если женщина — то девочка.
Несмотря на бурное развитие биологии в XIX — первой половине XX в., тайна появления
ребенка определенного пола была раскрыта лишь во второй половине XX в. с помощью генетиков.
Как известно, носителем наследственных свойств является хромосомный аппарат. В каждой
клетке человека находится 23 пары хромосом — 22 пары так называемых аутосом,
одинаковых у
мужчин и женщин, и одна пара половых хромосом,
которая у них различается. У женщин это две X-
хромосомы (паттерн XX), у мужчин одна X — и одна Y
хромосомы (паттерн XY),
т. е. мужской
генетический пол является гетерогаметным, а женский гомогаметным.
В процессе созревания каждая половая клетка утрачивает половину своего хромосомного набора
(остается лишь по одной хромосоме из каждой пары). Зрелая мужская половая клетка — сперматозоид
— содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому —
X или Y (поэтому есть сперматозоиды двух
видов — более
крупные, с круглой головкой, содержащие Y-хромосому, и менее крупные, с овальной
головкой, содержащие X-хромосому). Женская половая клетка — яйцеклетка — содержит 22 аутосомы
и одну половую хромосому, всегда X.
При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом восстанавливается
полный набор хромосом — по 22 пары аутосом и пара половых хромосом. Однако пары половых
хромосом могут быть разными. Если яйцеклетка оплодотворяется X-сперматозоидом, то в зародышевой
клетке (зиготе)
образуется пара из двух X-хромосом, т. е. женская, и тогда в дальнейшем развитие
плода идет по женскому типу. Если же яйцеклетка оплодотворяется Y-сперматозоидом, то в зиготе
образуется мужская пара половых хромосом и развитие плода идет по мужскому типу.
Вообще-то зародыш изначально запрограммирован на то, чтобы развиваться в особь женского
пола, о чем говорил французский биолог Альфред Жост еще до открытия генетикой Х- и Y-хромосом.
Однако присутствие Y-хромосомы останавливает развитие еще не дифференцированных половых
органов плода (которые иначе превратились бы в яичники) и направляет их развитие по мужскому типу,
превращая в яички.
Процесс половой дифференциации начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и
проходит ряд стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи, причем результаты
развития, достигнутые на каждой стадии, становятся необратимыми (П. А. Вундер, 1980; Б. Т. Донован
Hosted by uCoz