победитель и проигравший. Мужчина убежден, что стоять на вершине ситуации необходимое
условие для выживания. Эта установка не признает альтернативы партнерского стиля, свойственного
женской психологии.
Эти различия в мужской и женской психологии отметил еще Мак-Клеланд (1975),
обнаруживший, что для девочек взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы,
чем для мальчиков, которые предпочитают продвигаться вперед самоуверенно, не отвлекаясь на то, что
происходит вокруг них.
Не случайно поэтому сложилось мнение, что мужчины более самолюбивы,
чем женщины. Вот
какие занятные размышления по этому поводу имеются в книге Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой
(1978): «Женщина может быть умнее и способнее многих мужчин и прекрасно это сознавать, но ей
хочется (это психологическая потребность), чтобы конкретный ее избранник был все же по этим
признакам выше ее, хотя бы немного. Во всяком случае, никакая женщина ничего против этого не
имеет, в отличие от мужчины. И если какая-либо женщина умнее своего мужа, то скорее ей приходится
быть умнее, чем она специально стремится к этому.
...Если для мужчины достижение или успех другого человека обычно является как бы
посторонним, не его личным успехом (при самой положительной оценке этого успеха), то женщина
может испытывать от успеха любимого человека не меньшее удовлетворение, как если бы это был ее
личный успех...
В результате этого, при прочих равных условиях, женщина уступает или склонна уступать
мужчине пальму первенства, и может создаться впечатление, что у мужчины есть для этого реальные
основания. Поэтому необходимо различать ситуацию, когда женщина должна решить какой-то вопрос в
присутствии мужчины или надеясь на его содействие и когда она вынуждена действовать совершенно
самостоятельно. Результат действия мужчины и женщины в аналогичной ситуации в подавляющем
большинстве случаев будет одинаковым, но поведение женщины в обоих случаях различно.
Отдельные же мужчины сознательно используют это для того, чтобы утвердиться в мысли о
собственном умственном превосходстве» (с. 25).
Не правда ли, женщина выступает в представлении этих авторов (а может быть, только одного?)
как мать, которая имеет дело с неразумным, но самолюбивым дитем, подыгрывая ему и действуя по
принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало? Откровенно такую позицию обозначила Г.
Майзель-Гесс: «...это последнее убежище бедняги, на которого другие мужчины смотрят сверху вниз,
ибо если не женщина, то кто же тогда будет глупее, чем он?» (Ф. Пробст, Г. Майзель-Гесс, 1909, с. 126).
Возрастные изменения стратегий поведения. Начиная с К. Юнга, некоторые ученые
высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом
изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того
как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения,
они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты,
которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного
к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (D. Gutmann, 1975) «магическая власть»; при этом стиле
они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение.
Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять «мужские» черты: властность,
агрессивность и практичность.
По данным А. К. Канатова (2000), мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины
(табл. 8.3). Правда, с возрастом это различие уменьшается.
Таблица 8.3. Гибкость поведения мужчин и женщин, баллы
Пол
До 25 лет
26-40 лет
41-55 лет
Старше 55 лет
Мужчины
5,5
5,1
4,3
3,7
Женщины
5,0
4,4
4,0
3,5
Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей. Как отмечают И. А.
Дуберштейн и Э. Э. Линчевский (1980), для большинства покупателей-мужчин характерно стремление
не показаться мелочными, побыстрее принять решение, они придают большое значение приветливости
продавца и чувствуют себя обязанными, если им была оказана помощь при выборе товара. Женщины
дольше выбирают, чаще возражают, лучше, чем мужчины, разбираются в моде, поэтому их
обслуживать труднее.
Возможно, большая покладистость мужчин в роли покупателей вызывает ответный отклик у
|