возможностей его реализации. Иногда, правда, половое влечение проявляется отчетливо, когда мальчик
или девочка начинает обнимать и целовать ребенка противоположного пола. Для девочек раннего
возраста характерно кокетство, хотя изредка оно может наблюдаться и у мальчиков.
Наступает период, когда подростки переходят от дружбы с представителем противоположного
пола к интимным отношениям, причем в юношеском возрасте наблюдаются четкие половые различия в
мотивах такого общения: девушки считают интимность более важной, чем секс, а юноши, наоборот,
несравнимо более важным считают сексуальные отношения, чем интимность (B. Rosco et al., 1987).
Половое влечение у мужчин и женщин в отдельные возрастные периоды может не совпадать, в
связи с чем выделяют первую и вторую конфликтные фазы и фазу гармонии (рис. 9.2).
(I первая конфликтная фаза; II фаза гармонии; III вторая конфликтная фаза)
Рис. 9.2. Сексуальная активность мужчин и женщин в разном возрасте
Д. Ганьон и К. Гринблат (J. Gagnon, C. Greenblat, 1978) описали три стадии развития
гетеросексуальных отношений. Первая «стадия влечения» наполнена свиданиями, во время
которых формируется взаимное влечение. Вторая «стадия эмоционального сближения» связана с
формированием эмоциональной близости. Партнеры начинают доверять друг другу свои самые
сокровенные мысли и чувства. Третья «стадия сексуальной близости».
В большинстве случаев люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии,
того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Имеет
значение и работа или учеба с ним в одном и том же учреждении, близость места проживания (B.
Berelson, G. Steiner, 1964; R. Zajonc, 1968).
Любовь как специфическая форма проявления полового влечения касается ряда возрастных
периодов. Первый период возраст около 3 лет. В это время ребенку нравится какой-нибудь мальчик
или девочка (причем всегда представитель противоположного пола, и не обязательно сверстник). В
его присутствии ребенок явно смущается, краснеет, опускает глаза. Но пока это любование объектом
любви и расспросы о нем других.
Второй период возраст 7-8 лет. Чувство любви в этот период также мало осознанно. Оно
проявляется во взаимной нежности, выраженном стремлении к общению, подарках. Иногда эта любовь
проявляется в агрессии, в стремлении причинить обиду, боль, при этом сама мысль об этом, не говоря
уже о ее реализации, резко усиливает чувство жалости и нежности. На этом этапе любовь принимает
уже действенный характер, ребенок не просто любуется объектом любви, но воздействует на него.
Третий период возраст 12-13 лет. Для любви этого периода характерны элементы фетишизма:
особое внимание обращается на какой-то компонент внешности, например особой длины или цвета
волосы, длину ног. Половое влечение постепенно принимает форму осознанного стремления к контакту
с представителями противоположного пола. Наблюдается стремление к совместным играм, общению,
взаимной помощи. У девочек появляется желание быть побежденной в игре определенным мальчиком,
а у мальчика победить определенную девочку. Мысли подростка постоянно заняты объектом любви.
Появляется ревность.
<Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины, а ей хотелось бы стать последней
любовью мужчины. Оскар Уайльд>
Следующий период 15-17 лет и несколько позже
юношеская любовь. Ее характеризует
тенденция к личностному общению, взаимному уединению совместные прогулки, разговоры,
обсуждение разных проблем. Главным становится познание объекта любви как личности. По данным Д.
|