поведения и, следовательно, будут расстроены.
В. М. Бызова (1985) считает, что вступление девушек в раннюю половую жизнь определяется не
только внешними, социальными факторами, но и внутренними, личностными. Так, она выявила, что
среди девушек с сексуальным опытом преобладали лица эпилептоидного склада (48 %), а среди
неопытных чаще всего встречались представители неустойчивой, эмоционально-лабиотной,
сензитивной и астеноневротической акцентуаций (52 %). Среди юношей с сексуальным опытом чаще
встречались лица с эпилептоидным и истероидным складом личности, а также лица с гипертимным и
гипертимно-неустойчивым вариантом, которых отличает высокий жизненный тонус, активность,
энергичность, выраженное половое влечение. Среди неопытных юношей чаще всего были представлены
те же типы, что и у неопытных девушек.
Ранние беременности. По данным С. Джейнус и К. Джейнус (S. Janus, C. Janus, 1993), к началу
1980-х гг. ежегодно рожали около миллиона женщин моложе 18 лет. Из этих молодых матерей 70 %
были незамужними. Ежегодно беременеют 10 000 девочек в возрасте 12 лет или даже моложе.
Анонимное анкетирование школьниц С.-Петербурга (данные городского центра
репродуктивного здоровья «Ювента») показало, что среди девушек, живущих половой жизнью, только
54,9 % всегда предохраняются от беременности, 28,4 % предохраняются от случая к случаю, а 16,7 %
вообще не предохраняются. Причем из регулярно предохраняющихся только 14 % используют
современные надежные методы контрацепции. Следует отметить, что вообще среди мужчин чаще
бытует мнение, что предупреждение беременности не их забота. Поэтому они не всегда считают
нужным пользоваться презервативом (Pleck et al., 1993).
Неудивительно, что в последние годы значительно увеличилось число ранних беременностей и
отказов от родившихся детей (Ю. А. Гуркин, 1998; М. Б. Хамошина, 1997). По данным Международной
федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают 15 миллионов подростков женского пола, а
более 5 миллионов делают аборты. В России удельный вес юных первородящих увеличился за
последние 30 лет в 2 раза, а нежелательную беременность ежегодно прерывают почти 40 тысяч девочек-
подростков моложе 17 лет. По данным Н. Г. Богдашкина и С. В. Андреева (1995), число
несовершеннолетних беременных достигает 15-18 % от общего числа беременных.
Естественно, не окрепший еще женский организм подвергается при беременности и родах
серьезной опасности, а делаемые аборты (в 75 % беременностей) могут лишить девочек в будущем
способности к деторождению. Ранние половые
связи обычно происходят на фоне употребления
спиртных напитков и порой со случайными людьми. Зачатие в этой ситуации может привести к
рождению ребенка с различными патологическими деформациями.
В отношении физиологической готовности к зачатию имеются существенные половые различия.
Если мужчина готов к оплодотворению в любой день, то женщина оказывается готовой к этому лишь в
определенные дни месячного цикла, когда наступает овуляция,
т. е. разрыв фолликула и выход
яйцеклетки в брюшную полость. Оплодотворение яйцеклетки наиболее вероятно с 11-го по 17-й день до
начала будущей менструации, т. е. менее недели (с учетом 48-часовой жизнеспособности
сперматозоидов).
9.4. Отношение мужчин и женщин к сексу
Секс в жизни мужчин занимает большее место, чем в жизни женщин. Проведенный в США
опрос «Что бы вы предпочли: удачную покупку одежды или потрясающий секс?» дал такие результаты:
женщины предпочли покупку в 46 %, а секс в 41 %; мужчины покупку предпочли в 14 %, а секс в
76 %.
Неудивительно, что мужчины и женщины по-разному относятся к сексу. Например, брачная
ночь, момент дефлорации является, пишет О. Вейнингер, переломным моментом в жизни женщины. В
жизни мужчины, напротив, первый половой акт не играет никакой роли. С. Хендрик и К. Хендрик (S.
Hendrick, C. Hendrick, 1985) отмечают, что женщины «умеренно консервативны» в отношении
случайного секса, а мужчины «умеренно терпимы». Данные, собранные в 177 исследованиях на
выборке в 130 000 человек, показали, что для мужчин случайный секс гораздо более приемлем (Oliver,
Hyde, 1993). Истоки этих различий лежат как в биологической специфике тех и других, так и в различии
их социальных ролей. В результате мужчины и женщины с трудом понимают друг друга.
Это непонимание проходит три этапа. На первом, приходящемся на детство, у мальчиков
существует иллюзия, что девочки это те же мальчики, которые почему-то предпочитают куклы играм
в войну, более плаксивы и не умеют мочиться стоя. На втором этапе, во многом совпадающим с
|