Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 366 
Next page End  

Сходные данные получены и отечественными учеными (табл. 10.2).
Таблица 10.2.
Затраты времени (часы в неделю) на домашний труд (работающее население)
в
СССР (по данным О. Дудченко и др., 1995)
Годы, регионы
Мужчины
Женщины
1923-1924 (большие города
Европейской части СССР)
13
34
1936 (там же)
12
34
1965-1968 (там же)
12
27
1967-1970 (там же)
10
27
1980 (Западная Сибирь)
13
32
1982 (Керчь)
12
28
1986 (Псков)
15
27
Немаловажным является и то обстоятельство, что домашние дела у женщины являются
каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние
обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и
позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.
Участие мужей во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, чернокожие
мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения — 36
%, белые
мужчины — 34 % (B. Shelton, D. John, 1993).
«В течение года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка,
которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.
За год она перемывает 18 тысяч ножей, вилок и ложек, 13 тысяч тарелок и 3 тысячи кастрюль и
сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает их из шкафа, ставит на стол, убирает обратно
и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.
С помощью специальных устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать
домохозяйке за день. Если семья живет в обычной двухкомнатной квартире, то домохозяйка делает в
среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому
добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров»
(Знание — сила. — 1982. — ¹ 6. — С. 33).
По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам молодые мужья и мужья с более
высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам
значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990),
существует стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены»: муж чаще
рассматривается как «добытчик», а жена — как «хранительница семейного очага».
Усиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого
ребенка. Уход и забота о нем ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит
в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план; муж же больше
ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна (Ю. Е. Алешина,
1985; И. Ф. Дементьева, 1991).
Аналогичные данные получены А. П. Макаровой (2001), сравнивавшей ролевые установки
молодых супругов, имеющих и не имеющих детей. У супругов, чей стаж совместной жизни до года,
ролевые установки совпадают больше, а удовлетворенность браком наиболее высокая. Ролевые
установки в семьях с детьми у супругов часто не совпадают, а ролевые ожидания жен в отношении
мужей не оправдываются. В семьях с детьми больше преобладают традиционные ролевые установки (в
основном в позициях женщин, которые уделяют больше внимания сфере хозяйства и быта, воспитания
детей, эмоционально-моральной поддержки семейного климата). В семьях, не имеющих детей,
полоролевая дифференциация выражена гораздо слабее, отношения между супругами носят
эгалитарный характер.
В группе со стажем семейной жизни 5-6 лет мужчины больше внимания уделяют
профессиональной деятельности, меньше всего возлагают на себя обязанности в воспитании детей.
«По дороге в спальню...
Муж и жена смотрят телевизор вечером, жена говорит: «Я устала, уже поздно, пойду-ка я спать».
По пути в спальню она заходит на кухню приготовить сэндвичи на завтра на завтрак,
выкидывает остатки попкорна, вытаскивает мясо из холодильника для завтрашнего ужина, убирает
Hosted by uCoz