Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 366 
Next page End  

Кроме большего прилежания девочек, это можно объяснить тем, что преподавание математики в
основном ведется учителями-женщинами, которые учат решать математические задачи способом,
рассчитанным на лучшее развитие у них самих и у девочек вербальных способностей. Так, они при
решении геометрических задач обозначают все углы и стороны буквами и дальше оперируют
буквенными символами и с выученными шаблонами-теоремами. Собственно геометрические
(пространственные) методы решения задач, свойственных мальчикам, учителя-женщины не
используют. Мальчики же при решении этих задач мысленно поворачивают сравниваемые фигуры в
пространстве и накладывают их одну на другую. Таким образом, метод обучения, предлагаемый
учителем-женщиной, создает оптимальные условия для обучения девочек, но вступает в противоречие
со способностями мальчиков.
Лучшая успеваемость девочек, обусловленная большим их прилежанием и женским стилем
обучения, создает не одинаковые условия при отборе учащихся обоего пола для дальнейшего обучения
в 9-11-х классах. Ведь школьная администрация не очень охотно идет на перевод в 9-й класс
школьников с невысокими отметками. Практика же показывает, что половина талантов во время
обучения в школе были троечниками. Все это приводит к тому, что на высшее образование в основном
претендуют и имеют больше шансов попасть в вуз вследствие лучшей подготовленности
представительницы женского пола. Ситуация во многих технических вузах с традиционно мужскими
специальностями такова, пишут Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан, что руководители вуза радуются, если
половина студентов оказывается мужского пола.
Стили научения. В зависимости от того, как человек собирает и перерабатывает информацию,
выделяют различные стили научения, которые представлены у мужчин и женщин в различном
соотношении. Информацию можно собирать посредством конкретного опыта или абстрактной
концептуализации, а обработка информации происходит либо путем рефлексивного наблюдения, либо
путем активного экспериментирования. Исходя из этого Д. Колб (D. Kolb, 1976) выделил четыре стиля
научения:
аккомодирующий: конкретный опыт + активное экспериментирование;
дивергирующий: конкретный опыт + рефлексивное наблюдение;
ассимилирующий: рефлексивное наблюдение + абстрактная концептуализация;
конвергирующий: абстрактная концептуализация + активное экспериментирование.
М. Филбин с коллегами (M. Philbin et al., 1995), используя разработанный Колбом «Вопросник
личностных стилей», установили, что большинство мужчин (48
%) из их выборки использовали
ассимилирующий стиль, поскольку им нравилось разрабатывать модели и таксономии. Только 8 %
мужчин пользовались дивергирующим стилем, так как полагались в основном на воображение. У
женщин распределение различных стилей было более равномерным: дивергирующий и
конвергирующий стили использовали по 28,9 %, аккомодирующий — 22,2 %, ассимилирующий — 20
%.
11.2. Пол и профессиональная деятельность
Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в.
Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей
стране, где лозунг «кто не работает, тот не ест» заставлял косо смотреть на женщин, не занятых в сфере
производства. В связи с этим среди занятых в народном хозяйстве СССР 51 % составляли женщины. В
США в 1960 г. работали 37,8 %
женщин, а в 1993 г. — уже 57,9 %. Этот прирост особенно выражен
среди белых женщин и испаноязычных американок, которые в силу лучшего экономического
положения по сравнению с афроамериканками могли позволить себе не работать. В 1990-х гг.
постоянно не работали лишь 11 % американок. К 2005 г. прогнозируется увеличение числа работающих
женщин до 63,2 % (Statistical Abstract of the United States, 1994). Однако этот прогноз может и не
сбыться, так как появилась тенденция оттока американских женщин из производства, они снова хотят
заниматься домашними делами. По этому поводу Б. Фридан (1994) пишет: «Более чем странным
парадоксом является тот факт, что сегодня, когда женщина в Америке наконец может выбрать себе
любую профессию, выражение "работающая женщина" стало чем-то ругательным; что по мере того, как
высшее образование становится доступным любой, имеющей к нему способности, оно вызывает такое
подозрение; что все больше и больше девушек оканчивают школу и колледж лишь для того, чтобы
выйти замуж и иметь детей; что в современном обществе женщинам предоставлено столько
возможностей, а они упорно ограничивают себя только одной ролью» (с. 110). Действительно, почему?
Hosted by uCoz