малооплачиваемым. Об оплате женского труда речь была выше. Это, по мнению Ю. Е. Алешиной
(1985), лишает фемининных женщин возможности получать высокую удовлетворенность от своего
труда. С этим трудно согласиться. Во-первых, именно фемининные женщины и должны, по идее, быть
удовлетворены выбранной «женской» профессией. Во-вторых, многие профессии, хотя и «кабинетные»,
выбираются и мужчинами. Примером тому служит научная деятельность, которая, кстати, оплачивается
мужчинам и женщинам одинаково.
Следует отметить, что, по данным американских авторов, большинство женщин не хотят
устраиваться на «мужские» работы, так как лучше чувствуют себя на «женской» работе, с которой
они знакомы и к которой они лучше подготовлены. Следовательно, меньшая занятость женщин в
традиционно мужских профессиях может быть обусловлена не только предвзятостью мужчин,
старающихся не принимать женщин на работу, считая их менее ценными работниками, но и
личностными факторами женщин: их склонностью к «женским» делам, ощущением дискомфорта в
мужских коллективах. Кстати, отмечается, что дискриминации при приеме на работу подвергаются и
мужчины, если они устраиваются на «женские» профессии (P. Glick, 1991).
Факторами, препятствующими участию женщин в «мужских» профессиях (следовательно, и
работе в мужских коллективах), являются, с одной стороны, негативное отношение сослуживцев-
мужчин к их коллегам-женщинам (Padavic, Reskin, 1990), а с другой стороны, сексуальные
преследования со стороны мужчин-коллег (Gutek, 1986; Kohen, 1987; Mansfeld et al., 1991). Б. Гютек
отмечает, что 20 % женщин из их выборки, работавших ранее на нетрадиционных для женщин работах,
оставили свои места из-за преувеличенного сексуального интереса к ним со стороны коллег-мужчин, а
еще 9
% потеряли работу из-за того, что пытались жаловаться начальству или отказывались терпеть
такое обращение (подробно об этом говорилось в разделе 9.7).
«На диспуте «Любовь и семья», проходившем в апреле 1983 г. в Ленинградском инженерно-
экономическом институте, выступавшие говорили (обсуждая героиню телефильма «Солнечный ветер».
Е. И.):
Надя типичнейший образец отрицательного женского персонажа современности, издержек
ложно понятой эмансипации. Мужа не любит, сына забросила, вся ушла в науку. Да и в науке готова
пойти на соглашательский компромисс, чтобы «выбиться в люди» (Слава, студент).
Ты не прав. Надя искренний и хороший человек. Беда в другом. Вы, современные мужья,
не можете дать нам, женщинам, счастья. Вот и ищет его Надя на стороне (Наташа, студентка)» (В. Т.
Лисовский, 1985, с. 76).
Требования к профессии мужчин и женщин. Лица мужского и женского пола предъявляют к
профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник
удовлетворения разных потребностей. По данным Л. А. Головей (1999), от 9-го к 11-му классу у
юношей существенно возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во
внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии
возрастает незначительно. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможность
самостоятельного принятия решений в процессе труда. В числе важных факторов юноши называют
процесс и условия труда, его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их
будущей профессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторами
профессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сам процесс труда, а
также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этого фактора от 9-х к 11-м классам
снижается: его отметили только треть выпускниц школы.
В другом исследовании выявлено, что девушки чаще считают, что будущая профессия должна
предоставлять возможность работать в крупных городах и научных центрах. Юноши же чаще
отмечают, что выбираемая профессия должна отвечать интересам и склонностям.
Опрос взрослых женщин в нашей стране показал, что 40 % из них работают только ради денег.
Второй по распространенности у них мотив желание быть в коллективе и лишь третий интерес к
содержанию профессиональной деятельности (А. Г. Харчев, 1972). Д. Пфейфер и Г. Девис (D. Pfeiffer,
G. Davis, 1971) при исследовании работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71
года выявили, что 90 % мужчин и 82 % женщин предпочли бы работать и дальше, даже если бы могли
этого и не делать. Таким образом, значимость труда определяется многими факторами: возрастом,
социальным и материальным положением, жизненными целями, но при этом выявляется все же
тенденция, что для мужчин труд имеет большее значение, чем для женщин.
Н. Ф. Наумова и М. А. Слюсарянский (1970) отмечают, что для мужчин более важны содержание
и общественная значимость работы, ее разнообразие, творческий характер, результаты труда; для
|