Выявлены несколько факторов, определяющих, будет ли женщина стремиться к карьере: возраст
вступления в брак, экономическое положение мужа, его взгляды на работающих женщин. Наиболее
неблагоприятным считается вариант, когда женщина прерывает ради семьи свою карьеру, не закончив
образования. Длительный перерыв при еще неустоявшихся профессиональных интересах ведет к тому,
что женщине трудно возвратиться к получению профессионального образования (замечу, что в этом
ничего принципиально специфичного для женщин нет; такие же проблемы возникают и у юношей,
прерывающих учебу из-за службы в армии. Разница лишь в том, что мужчин принуждают, а женщин
вынуждают семейные обстоятельства прервать учебу).
Научная деятельность как карьера. Еще в античные времена были женщины, проявившие
себя в науке, однако это было большой редкостью. И до сих пор научной деятельностью занято больше
мужчин, чем женщин, причем чем выше научный статус, тем больше проявляются эти различия.
Приведу в качестве примера данные З. Яворского (Z. Jaworsky, 1994), относящиеся к польским вузам
(табл. 11.6).
Таблица 11.6. Количественный состав (%) и квалификация преподавателей в различных вузах
Польши
Квалификация
Мужчины
Женщины
Профессор и доцент
82,3
17,7
Адъюнкт
58,8
42,2
Старший преподаватель
62,0
38,0
Старший ассистент
65,4
34,6
Преподаватель
43,6
56,4
Ассистент
67,6
32,4
Лектор
9,3
90,7
Всего
60,7
39,3
В России от общего числа научных работников женщины составляют 40 %. Среди них
кандидатов наук 28 %, а докторов наук 13-14 %. Среди руководителей научных учреждений женщин
всего 12 %. Чаще всего это руководители лабораторий, заместители директоров высших учебных
заведений. В США среди докторов наук женщин 20 % (следует иметь в виду, что докторская степень на
Западе соответствует кандидатской степени в России).
На одну из возможных причин этого указывал еще Ч. Дарвин (1896): отрасли, в которых
мужчина наиболее превосходит женщину, те, которые требуют упорного доискивания и
продолжительной работы над отдельными мыслями.
Имеет значение и то, что женщины чаще, чем
мужчины, ставят под сомнение свои способности в овладении науками (N. Ware, N. Steckler, 1983).
Выявлено, что студентки колледжей оценивают статьи, написанные мужчинами, выше, чем статьи,
написанные женщинами (H. Goldberg, 1983). Возможно, имеет значение то, что в школе учителя чаще
спрашивают и вызывают к доске, больше поощряют в занятиях точными науками, в частности
математикой, мальчиков, чем девочек, чаще рекомендуют мальчикам заняться наукой (Brophy, 1985;
Eccles, Blumenfeld, 1985; Matyas, 1987).
«Гипатия из Александрии (370-415) женщина-математик, астроном и философ-неоплатоник.
Преподавала она в Александрийском музее, куда съезжались студенты со всего света, чтобы послушать
лекции по математике, астрономии, механике, философии. Вместе с отцом математиком и
астрономом Теоном занималась пересмотром и совершенствованием Евклидовой геометрии. Они
впервые изобрели устройство для дистилляции воды и измерения ее уровня. Гипатия стала жертвой
религиозного фанатизма христиан и была растерзана толпой. На нее до сих пор ссылаются как на
единственного представителя «слабого пола» в истории математики.
Первыми ботаниками были женщины. Они собирали травы, связывали созревание растений с
астрономическими явлениями (сменами фаз Луны, появлением звезд).
...В эпоху Средневековья было известно имя аббатисы Хильдегард (1098-1179). Она оставила
описание 230 видов растений и 60 видов деревьев, птиц, рыб, камней, металлов, теологические
трактаты, книги по медицине, энциклопедию. Церковь причислила ее к лику святых.
...В XVIII в. во главе отечественной науки стояла Е. Р. Дашкова (1744-1810). Она была
одновременно директором императорской Академии наук в Петербурге и президентом Российской
академии научно-исследовательского центра гуманитарных наук по изучению русского языка,
древнерусской словесности, отечественной истории.
|