комплексов невозможно. Отдельные, даже очень высокие взлеты могут быть, но стабильная и успешная
карьера удел натур созидательных и гармоничных. У женщины могут быть такая энергетика, такие
таланты, способности к руководству, интеллектуальный потенциал что она горы свернет» (М.
Мелия, психолог, директор консалтинговой фирмы. Огонек. 2001. ¹ 27).
Опираясь на результаты эмпирических исследований, Ф. Денмарк пришла к следующему
выводу: предположение, что женщины-руководители существенно отличаются от мужчин-
руководителей, не подтверждается. Исследователи сходятся только на одном отличии руководителей
разного пола: большем интересе женщин-руководителей к отношениям между людьми, что является
скорее плюсом в руководстве людьми. Кто является более эффективным руководителем мужчина
или женщина, до сих пор остается неясным.
Эффективность групповой деятельности. По данным М. Хорнер (M. Horner, 1987), мужчины
работали лучше, когда за ними наблюдали сверстники, женщины же на присутствие сверстников не
реагировали. Отмечается также (W. Wood, 1987), что чисто мужские по составу группы более
продуктивны, чем чисто женские.
Показано, что мужчины и женщины при решении групповых задач ведут себя по-разному в
зависимости от присутствия лиц своего и противоположного пола (A. Eskilson, M. Willey, 1976). Если в
группе было трое мужчин, то они вместе сотрудничали, решая поставленную экспериментатором
задачу; при наличии в группе двух мужчин и одной женщины мужчины пытались решить задачу без
помощи назначенного экспериментатором женщины-лидера; если лидером в смешанной группе
назначался мужчина, то при отсутствии претензий на лидерство женщины оба мужчины конкурировали
друг с другом, доказывая умение решать задачу («эффект забияки»). Группа из трех женщин показала
наименьшую эффективность.
И лидеры-мужчины, и лидеры-женщины были наиболее продуктивными, работая с ведомым
своего пола, и наименее эффективными, работая с ведомыми противоположного пола.
11.6. Пол и общественная деятельность
Как показано в ряде исследований, общественная активность у школьников разного пола
существенно отличается.
По данным Е. А. Сидорова (1984), во всех классах (младших, средних и старших) общественную
работу чаще выполняют мальчики, чем девочки, причем с возрастом это различие увеличивается (рис.
11.4).
Рис. 11.4. Частота выполнения общественной работы школьниками обоего пола
Существенно, однако, то, что девочки чаще, чем мальчики, добросовестно относятся к
выполняемым поручениям. В младших классах добросовестных было 70 % мальчиков и 95 % девочек, в
средних классах соответственно 70 % и 90 %, в старших классах 62 и 87 %. Очевидно, поэтому
наиболее сложные и ответственные поручения, по данным одного социологического исследования,
выполняли 45 % девочек и только 17 % мальчиков (Общественная..., 1978). Причину относительной
социальной пассивности мальчиков в школе видят в слабости их контактов со сверстниками и
взрослыми вследствие отсутствия специализации воспитательной работы с учетом пола, а также
феминизации труда в школе в связи с преобладанием в учительском коллективе женщин (С. В.
Кондратьева, 1977).
Мужчины и женщины в политике. Несмотря на то, что в XX в. произошел существенный
|