мальчики, занимающиеся спортом, чаще негативно реагируют на замечания учителя физкультуры, чем
девочки (в 41,9 и 26,5 % соответственно среди удовлетворенных уроками, и 92,8 % и 75,0 % среди
неудовлетворенных уроками). Следовательно, мальчики, добившиеся каких-то успехов в спорте, более
самолюбивы, чем девочки. Среди незанимающихся спортом школьников таких различий не
наблюдалось.
По данным В. В. Будилова (1987), имеются половые различия в предпочтении мальчиками и
девочками учителей физкультуры разного пола. Большинство мальчиков во всех классах (в среднем
60
%) хотят в качестве такого учителя видеть мужчину, у девочек же выявлена более сложная
закономерность: в младших классах предпочтение большинством отдано учителю-женщине, в средних
классах учитель-мужчина и учитель-женщина предпочитаются девочками в равной степени, а в
старших классах чаще предпочитается учитель-мужчина (рис. 12.2).
(а выбор мальчиков; б выбор девочек)
Рис. 12.2. Предпочтение учащимися учителей физкультуры разного пола
Мотивы занятий на уроках физкультуры. Только около 40 % школьников занимаются на
уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом
мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки как улучшение своего
эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еделева). Недостаточный интерес девочек к
физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей
степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то
степени и данные Е. Г. Сайкиной (1997), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками
старших классов. Доминирующим (у 87 % школьниц) является формирование красивой фигуры и
походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 76 % школьниц, повысить уровень
двигательных способностей у 61 %, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также
укрепить здоровье у 31 % школьниц.
В работе Е. П. Ильина (1987) выявлено, что из всех разделов учебной программы по физкультуре
|