98-103).
Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в
маскулинно ориентированном обществе.
«Феминистское движение отличий,
последовательницы которого почитают различия,
диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния,
сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой
женщины выйдут копиями мужчин. Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при
помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу. Подобно им, мифопоэтическое
движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации
«баховой мужественной природы» мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были
незаслуженно забыты и что мужчины слишком «феминизировались» и стали «слюнтяями» (Kimmel and
Kaufman, 1994). В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими
высказываниями в адрес «плавильной печи», которую представляет собой культура. Идея «плавильной
печи», где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом
(т. е. ассимилируются), уже вышла из моды. Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура
ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо.
Вместо метафоры «плавильной печи» появилась метафора «салатницы», которая отражает, что разные
культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель «салатницы» поддерживает и
ценит культурное разнообразие.
Ценить разнообразие не означает ли это, что нам надо ценить гендерные различия? Я считаю,
что нам следует ценить качества, связанные с тем и другим гендером, но никак не гендерные различия...
Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных
ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта. Мы, естественно, должны
ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не
следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать
ими» (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).
Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в
том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.
К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей мужского и женского образ
архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима)
и мужского в
женском (анимус),
т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные
архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и
фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.
Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и
коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах,
влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований,
которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и
двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип
«анима-анимус», по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в
себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в
бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей
внутренней женственности (анимы), а женщиной мужественности (анимуса), приводит к открытию и
интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.
Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии
Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины это непрерывная борьба и
эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в
качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как
таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет
посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее
подлинный духовный мир», пишет Р. Джонсон (с. 41).
Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось
родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и
мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах
ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D.
Ruble, 1988).
«Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных
|