Д. Лейк и М. Брайден (D. Lake, M. Bryden, 1976) выявили, что правое ведущее ухо у мужчин
встречается чаще, чем у женщин (соответственно в 73,6 % и 62,2 %). Однако ряд исследователей
считают эти различия случайными.
Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он
утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого
полушария головного мозга. Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола
правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами,
художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П.
Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного
типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»). Однако в гимназии, где в первом
классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная:
более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.
По данным Д. Джианитрапани (D. Giannitrapani, 1981), у мужчин функциональная асимметрия
мозга выражена сильнее, чем у женщин. Амплитудные характеристики альфа-ритма ЭЭГ у женщин в
левом полушарии выражены слабее, чем в правом; у мужчин наблюдается обратная картина (W. Haynes,
W. Moore, 1981). В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова (1984) нашли, что межполушарная функциональная
асимметрия (по ЭЭГ) у женщин при запечатлении различной информации выражена меньше, чем у
мужчин. К сходным выводам при изучении функциональной асимметрии с помощью регистрации ЭЭГ
пришли и другие исследователи (W. Ray et al., 1976; S. Trotman, G. Hummond, 1979; S. Warrenberg, R.
Pagano, 1981).
Вообще, многие авторы отмечают, что выраженность функциональной асимметрии у женщин в
целом ниже, чем у мужчин, и близка к таковой у амбидекстров и у лиц с семейной леворукостью (B.
Jones, 1979; R. Kail, A. Siegel, 1978; J. MacGlone, 1980; S. Trotman, G. Hummond, 1979).
Однако такое заключение выглядит слишком общим, не учитывающим всю сложность такого
явления, как функциональная асимметрия. Многое зависит от показателя, который принимался во
внимание при выявлении асимметрии: двигательный навык или двигательное качество, от того, какая
система (двигательная, слуховая, зрительная) рассматривается. Например, по моим данным (Е. П.
Ильин, 1958), различий между лицами мужского и женского пола в степени выраженности асимметрии
по силе рук нет.
[Степень выраженности асимметрии рук определяется через отношение силы правой
руки к силе левой в процентах и показывает, насколько процентов правая рука сильнее левой.] В одни
возрастные периоды асимметрия может быть не намного больше у мужчин, а в другие периоды у
женщин.
Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли
к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для
аналитического, последовательного вербально-логического мышления. Правое же полушарие у мужчин
более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше
представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении. Другими словами, заключают авторы,
специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.
Некоторые подробности о половых различиях в проявлении функциональной асимметрии мозга
можно найти в книге С. Спрингера и Г. Дейча (1982).
1.8. Менструальные фазы как специфика женского организма
Спецификой зрелого женского организма является наличие овариально-менструального цикла, в
течение которого в яичниках созревают яйцеклетки, после чего происходит овуляция, т. е. их выход из
фолликула. Выделяют пять фаз овариально-менструального цикла: менструальную исчезновение
желтого тела (1-5-й день), постменструальную (фолликулиновая) стадия развития фолликулов (6-12-
й день), овуляторную стадия овуляции (13-24-й день, иногда из нее выделяют постовуляторную фазу
16-24-й день) и предменструальную (лютеиновую, прогестероновую) стадия развития желтого
тела (25-27-й день).
В разные фазы овариально-менструального цикла меняется соотношение между эстрогенами и
прогестероном. Дефицит прогестерона и избыток эстрогенов, участвующих в водно-солевом балансе
организма, усиливают реабсорбцию (обратное всасывание) натрия в почках, при этом повышается
осмотическое давление. Для поддержания гомеостаза в организме компенсаторно задерживается вода,
вследствие чего в менструальной и предменструальной фазах увеличивается вес тела женщин.
Первая менструация, которую девочка переживает в возрасте 11-13 лет, происходит на фоне
|