В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга,
созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень
важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о
конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над
производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц,
имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность
в распределении хозяйственных функций. О плохо интегрированной семье свидетельствуют высокие
оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных
отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.
Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с
точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам
шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к
пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в
этих отношениях.
Тест «Родители глазами ребенка»
Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: И. Н. Гильяшев,
Н. Д. Игнатьева. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка //
Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную
форму между анкетой и проективными тестами.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или
детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность выявление особенностей поведения
в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими
людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по
картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с
персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от
определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения,
причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет
получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не
только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей
ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная
методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического
обследования по ряду переменных и количественно.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только
два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.
Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из
максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Стимульный материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
|