мирное время и защищая ее в годы войны.
Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение
ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным,
отклонением от нормы.
Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины это в первую
очередь дом. Внешний мир мастерские, фабрики и деловые конторы принадлежал мужчине.
Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго
противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими
чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила
семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость.
Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим
представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него
естественными» (Элизабет Бадинтер. Курьер ЮНЕСКО. 1986, апр., с. 14).
В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали
предрассудками
[Предрассудок
это неоправданно негативная оценка какой-либо группы или
отдельных ее членов.], однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою
остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного
лидера в семье и на производстве (обзор зарубежных исследований этого вопроса можно найти в работе
Т. В. Бендас, 2000, а краткое изложение его в разделе 11.5). Мешают объективному решению этого
вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Н. Портер с соавторами (N. Porter et al.,
1983) давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над
исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто
из
изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда
группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них,
кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину,
занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из
мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые.
Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для
феминисток.
2.6. Феминизм как движение женщин за свои права
Организованная борьба женщин за равноправное положение с мужчинами началась в Англии во
второй половине XIX в. Это буржуазное женское движение получило название суфражизм (от англ.
suffrage право голоса), а женщин, входивших в это движение, называли суфражистками. Свое
подчиненное положение они объясняли «мужским эгоизмом». К. Миллет (K. Millet, 1985), например,
пишет, что за угнетение женщин ответственны не несправедливые законы или экономические системы,
а мужчины; что мужчины, как класс, имеют интересы, противоположные интересам женщин, и,
следовательно, борьба должна вестись против власти мужчин.
Вскоре в ряде стран возникли различные феминистские организации, справедливо борющиеся за
эмансипацию и равные политические и экономические права с мужчинами.
Однако феминистское движение не однородно. Есть феминистки «сторонницы различий»,
которые подчеркивают желательность женских качеств, отличных от мужских (интуиции,
эмоциональности, отсутствия эгоцентризма), и превращают их даже в источник гордости
представительниц своего пола. Эти феминистки отвергают стереотипные качества мужчин и
представления об их превосходстве. Они считают, что женщины по своей природе превосходят мужчин,
этих «сексуальных хищников»; женская способность давать жизнь означает с их точки зрения то, что
они олицетворяют «женские добродетели» трудолюбия, заботы и сотрудничества.
«Когда женщины говорят о мужчинах как об «иных существах», приводя при этом аргументы
типа «женщина никогда бы так не поступила» или «все мужчины такие бесчувственные», они нередко
испытывают удовольствие просто от мысли о своей схожести с другими представительницами своего
пола и об отличии от представителей противоположной гендерной группы.» (Ш. Берн, с. 226)
С другой стороны, есть феминистки «сторонницы сходства», которые минимизируют
гендерные различия и обращают внимание на сходство представителей разных полов. Некоторые из
феминистски настроенных женщин-ученых даже полагают, что если женщины занимаются только
«женскими» делами, то они сами не хотят стать людьми. Их лозунг стать людьми, а не женщинами!
|