освобождение рабочих мест для нового поколения, с другой предполагается, что "молодые бабушки"
необходимы для присмотра за внуками, чтобы оба родителя могли работать, так как пособия, которые
платит государство по уходу за ребенком, малы, а зарплаты одного работающего для содержания семьи
не хватает» (Е. Гапова, 1999, с. 48). Конечно, в этих рассуждениях есть резон. Но нельзя забывать, что
более ранний пенсионный возраст женщин вовсе не означает их обязательный уход с работы. Многие
женщины работают и будучи пенсионерками. При этом во многих государствах разработаны такие
законы о пенсиях, которые подравнивают женские пенсии к мужским.
Контрольные вопросы
1. Что такое гендерные стереотипы?
2. Чем отличаются образы мужчин и женщин в массовом сознании?
3. Почему женщины не имеют в общественном мнении равный с мужчинами социальный статус?
4. Почему достижения женщин оцениваются ниже, чем достижения мужчин?
5. Каковы представления о социальном предназначении мужчин и женщин?
Глава 3. Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами
В данной главе обсуждаются вопросы, связанные с половой идентификацией, т. е. с принятием
мальчиками и девочками мужской или женской роли. По существу, в ней речь идет о становлении
психологического пола. Рассмотрены стадии половой идентификации и теории, ее объясняющие.
Показана роль нормативного давления и информационных средств на формирование и поддержание у
людей половой идентификации.
3.1. Половая идентификация как социальный феномен
В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются
социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного,
задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли
в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов
маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть
мужчины и женщины.
Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих
африканских племен это сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую
позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца,
следовательно, освободить от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его
идентификацию с матерью. Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали
на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в ученье (Е. В.
Субботский, 1979; Этнография детства, 1983).
Правда, если верить древнегреческой легенде, был период, когда женщины-амазонки не
уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не
стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что
борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.
Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле
матери и была направлена на приобретение ею определенных
форм поведения и приобщение ее к
будущей роли жены и связанным с этим обязанностям.
Отсюда полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами
возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в
такой же степени, как морфологические и физиологические различия.
Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями
многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы
мужчин и женщин.
Сдвиги в сознании общества происходят и за более короткие промежутки времени. Иногда
достаточно двух-трех десятилетий. Так, если в 1967 г. 57 % американских первокурсников согласились
с тем, что занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей, то в 1994 г. с этим
|