Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 366 
Next page End  

отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями
противоположного пола адекватно ситуации.
Полоролевая идентификация детей с родителями. Л. К. Емельянова (1973) отмечает, что
девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье,
вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости,
смекалке, юморе, профессиональном мастерстве.
Идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей: а) больший возрастной период; б)
большая интенсивность процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем
мальчики роль отца; в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и
доверительных отношений с матерью; г) большая зависимость идентификации от отношений между
родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации); д) меньшее влияние на девочек
сестры, чем брата на идентификацию мальчика.
Некоторые авторы (Ю. Е. Алешина и А. С. Волович, 1991; Дж. Стокард и М. Джонсон, 1989; N.
Chodorow, 1978) полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях,
чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время
контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным
объектом, Вследствие этого первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. фемининная. Да и
само положение ребенка отражает традиционно женские особенности: зависимость, подчиненное
положение, пассивность и т. п.
Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить
первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок
сталкивается в процессе своего воспитания, — опять женщины (воспитатели детского сада, врачи,
учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой
роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность
преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских
видах деятельности и т. п. (R. Hartley, 1959). Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение,
сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у
девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у
мальчиков.
А. И. Захаровым (1982) установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того
или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет.
Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в
представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи
(дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).
Процесс идентификации приостанавливается в период развития самосознания (с 10 лет у
мальчиков и с 9 лет у девочек), что отражает возрастающую личностную автономию — эмансипацию от
родительского авторитета.
По данным Ю. М. Набиуллиной (2001), неудовлетворенная потребность в общении с родителем
своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье
является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в
близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает
успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень
идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая
идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения
живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым
отцом.
По данным А. Л. Козловой и Н. В. Поляшовой (2000), дети, воспитывающиеся в приютах, не
отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей,
воспитывающихся в благополучных семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное
предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.
Роль сверстников. Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают
типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее (M.
Lamb, J. Roopnarine, 1979). Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек.
Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков
(A. Huston, 1983; C. Martin, 1990). В ряде исследований было показано, что мальчики, которые играют и
с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде,
Hosted by uCoz