Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 366 
Next page End  

Девочки
7
10
11
16
13
13
18
У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и
девушек — нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).
Ю. М. Миланич (1997) разделяет детей с эмоциональными нарушениями на три группы. В
первую входят дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родители и педагоги отмечают
у этих детей тревожность, необоснованные страхи, частые колебания настроения. Вторую группу
составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной
возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Третью группу составляют дети как с
внутриличностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная
неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность,
мнительность и страхи — с другой стороны.
В первой группе преобладают девочки, во второй и третьей — мальчики.
Контрольные вопросы
1. Какие различия имеются между лицами мужского и женского пола в доминировании базовых
эмоций?
2. По какому эмоциональному свойству женщины больше всего превосходят мужчин?
3. Какие половые различия имеются по экспрессивности?
4. У кого лучше эмоциональная память — у мужчин или женщин?
5.
Какие различия имеются между мужчинами и женщинами в проявлении эмоциональных
типов?
6. Кто лучше распознает эмоции — мужчины или женщины?
7. Оказывает ли влияние пол на возникновение эмоциональных нарушений?
Глава 5. Способности мужчин и женщин
Прочтя эту главу, вы сможете сами оценить, насколько реальными являются представления,
существующие в массовом сознании и гласящие, что мужчины умнее женщин и что у женщин имеется
своя «женская» логика. Кроме того, вы узнаете об особенностях мужского и женского восприятия
окружающего мира, о том, у кого лучше развиты вербальные, пространственные и математические
способности, насколько мужчины превосходят женщин в психомоторном развитии.
Если бегло взглянуть на перечень имен в биографических справочниках, то легко можно
заметить, что лишь немногие женщины попали в разряд выдающихся деятелей. В исследовании Г.
Эллиса (H. Ellis, 1904) в группу из 1030 одаренных людей Британии входило только 55 женщин. К.
Кастл (C. Castle, 1913) выделил 868 выдающихся женщин из 42 стран, живших с VII до XX в. Из них
только 38 % получили известность благодаря интеллектуальным занятиям (в литературе). В более
позднее время в справочник американских ученых были включены лишь 50 женщин из 2607 ученых,
заслуживших известность между 1903 и 1943 гг. (S. Visher, 1947).
Тот факт, что выдающимися деятелями чаще становятся лица мужского пола, а не женского, К.
Хорни (1993) объясняет тем, что мужчина, имея ограниченную причастность к сотворению новой
жизни (под ограниченностью автор понимает неспособность мужчин вынашивать и рожать детей),
сублимирует свою энергию, создавая что-то новое в различных сферах общественной жизни
(государстве, религии, искусстве, науке). Предположение оригинальное, но недоказуемое, поскольку до
сих пор мужчины рожать не научились.
Надо сказать, что говорить о большей талантливости мужчин или женщин «вообще»
некорректно. Вспомним, например, творческие профессии: сколько талантливых артистов, педагогов,
поэтов, писателей среди женщин, и сколько бесталанных мужчин в тех же профессиях. Поэтому следует
дифференцированно подходить к оценке способностей мужчин и женщин, учитывая то, какие
способности больше развиты у одних, и какие — у других.
5.1. Внимание и пол
По данным И. А. Сергеевой (2001), у девочек старшего дошкольного возраста произвольное
Hosted by uCoz