иными вариациями. Этот подход, пишет И. С. Клецина, идет как бы снизу. «Его исходная точка
биологический половой диморфизм, который дополняется системой психических различий,
проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях,
когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин» (с. 49).
С позиций второго подхода
полового символизма гендерная дифференциация не
тождественна половой дихотомии, связанной с половым диморфизмом, поскольку она связана с
конструированием полов в течение жизни (R. Unger, 1990).
Сторонники этого подхода Дж. Хемпсон
и
Д. Хемпсон (J. L. Hampson,
J. G. Hampson, 1961)
считают, что ориентация на половую роль мальчика или девочки не имеет врожденной основы, хотя
имеются наблюдения, что уже у 7-8-месячных младенцев и даже раньше имеется различная
реактивность на мужчин и женщин (Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова, 1978).
Нельзя не отметить, что большинство исследователей гендерной проблемы на Западе
женщины. Сами термины «гендерные отношения», «гендерные исследования» пришли к нам, как пишет
Г. Г. Силасте (1992, 1994), из англо-американского феминизма. Поэтому, как справедливо отмечает В.
С. Агеев (1987): «Во многих работах явственно ощущается дух протеста против продолжающего
существовать в западном обществе социально-экономического и правового неравенства между
мужчинами и женщинами. Во многих работах отчетливо проявляется влияние феминистской
идеологии, причем нередко в ее крайних формах, когда отрицаются какие бы то ни было различия и
выдвигаются требования абсолютного равенства и полной симметрии в отношениях между полами» (с.
156-157). (Иллюстрацией такого положения проблемы на Западе может служить статья французского
философа Элизабет Бадинтер, выдержки из которой я привожу ниже.)
В. С. Агеев
отмечает, что в
зарубежных работах, посвященных полоролевым стереотипам, почти не рассматриваются половые
различия, обусловленные половым диморфизмом, биологической целесообразностью специализации
полов в процессе репродуктивной деятельности. Речь постоянно идет о воспринимаемых,
а не о
действительных различиях между полами. При этом в основном рассматривается положение только
женщин через призму социопсихологических и социокультурных особенностей пола. В
англосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные исследования» и
«исследования по проблемам женщин» часто считаются синонимами.
<Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о мужчинах еще хуже. Н.
де Шамфор>
Вообще, читая эти работы, создается впечатление, что их авторы искусственно разжигают
«холодную войну» между мужской и женской половинами общества (чего, например, стоит такое
выражение в одной из статей Е. А. Истягиной-Елисеевой, 2000, с. 11: «женское освободительное
движение» или название одной из женских общественных организаций в США: «Национальная
Женская Лига Спасения»). С одной стороны, якобы все женщины в обиде на мужчин, что их не
допускают в сферы деятельности, считающиеся мужскими, или что они вынуждены приспосабливаться
к миру, построенному мужчинами для себя. С другой стороны, авторы-женщины почему-то усиленно
насаждают в сознание общества мысль, что мужчины завистливо обижаются на женщин, потому что
лишены функции материнства, и даже успехи мужчин во многих областях общественной жизни не
могут полностью возместить им то, чем они не одарены от природы (К. Хорни, 1993, с. 83). Можно
подумать, что беднягам-мужчинам больше не о чем думать, как только о желании стать матерью.
В какой-то степени Карен Хорни вторит Элизабет Барш (1994), которая пишет: «быть женщиной
это привилегия с особой и очень важной ответственностью» (с. 578).
Противоположную позицию высказал в начале XX в. О. Вейнингер (1991), который исходил из
внутренней и внешней антагонистичности мужчин и женщин и определенной неполноценности
последних. Он полагал, что половая функция типичного мужчины по отношению к типичной женщине
это превращать бессознательное в сознательное. В абсолютной женщине, считал О. Вейнингер, нет
своего «Я», души, индивидуальности, она не является личностью. Женщина «как целое есть отрицание
всякого смысла, она бессмысленна» (с. 161). Абсолютный же мужчина «это идеальный образ Бога,
абсолютное "нечто". Женщина же всегда символ полного "ничто"» (с. 188). Однако и сам Вейнингер
признавал, что только взятые вместе мужчина и женщина представляют полного человека и что
«женщина никогда не бывает так глупа, как порою мужчина» (с. 243).
Вообще, как писали Ф. Пробст и Г. Майзель-Гесс (1909), «ненависть одного пола к другому и
склонность к низкой оценке его всегда была признаком упадка и вырождения индивидуума, если этим
свойством отличается он, и целых народов, если это явление получает массовое распространение» (с.
130).
|