Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 366 
Next page End  

Рис. 5.6. Объем воспроизведения цифр испытуемыми разного пола
Я. И. Петров (1972) выявил, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше,
чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин.
Таким образом, у этих трех авторов обнаружились некоторые совпадения: по данным В. В.
Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в
возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин.
Однако анализ половых различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала
показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее.
К. Ховланд (1963), например, отмечает, что количественные различия мнемических функций
между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях
описание каких-либо технических процессов, а в других — описание мехов зверей, то окажется, что
информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают
мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело,
следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.
По данным казанских психологов (Психологические..., 1977), преимущество мужчин или
женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании
цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов — женщины, однако при запоминании
слов эти различия незначительны. В отношении запоминания цифр эти данные согласуются с данными
В. Ф. Коновалова с соавторами для возрастной группы 18-35 лет. Лучшее запоминание слов женщинами
отметили и другие ученые (Р. С. Моргунова, 1976; В. Н. Андреева, 1973). Правда, по В. Н. Андреевой,
различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова.
Зато другие авторы показали преимущество лиц женского пола в заучивании слов и на этапах
онтогенеза, предшествующих взрослости: у дошкольников (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова — табл. 5.4)
и школьников (В. В. Волков — рис. 5.5).
Таблица 5.4. Воспроизведение слов мальчиками и девочками
4 года
6 лет
Опыт
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
I
8,2
6,7
10,6
8,7
II
7,3
6,4
9,7
8,6
III
8,7
7,7
10,5
8,7
IV
7,8
5,3
10,7
9,2
Здесь можно видеть прямую связь лучшей у лиц женского пола вербальной памяти с лучшим
развитием у них вербальной сферы, о чем речь будет идти дальше. Однако Д. Гросси с соавторами (D.
Grossi et al., 1980) получили данные, согласно которым у мальчиков вербальная память более развита.
По данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги (Р. С.
Hosted by uCoz