или иных социальных потребностей, склонностей, привычек, ценностей, направленности личности.
Указание на то, что эти различия незначительны, дело не меняет. Важно, что они есть и постоянно
проявляются в большинстве исследований, хотя некоторые феминистски настроенные
исследовательницы считают, что раз они небольшие, то их и нет.
6.1. Половые различия в свойствах личности
Половые различия в социальной активности. Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C.
Jacklin, 1974), проанализировав исследования о степени активности мальчиков и девочек, о стремлении
их к достижениям и доминантности, отрицают наличие различий по этим параметрам и утверждают,
что девочки активны не менее мальчиков, но сфера их активности другая.
Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) по поводу различного характера активности мальчиков и
девочек пишут следующее: «Половые различия хорошо
видны при анализе совместной со взрослыми
деятельности детей разного пола. Предположим, отец выполняет какую-либо домашнюю работу
технического характера. Дети разного пола и одинакового возраста, допустим 3-5 лет, в равной степени
готовы помочь ему, но эта помощь и содействие будут выражаться по-разному. Дочь готова что-то
принести, подать, подержать, ей достаточно участия в общем полезном деле. Сына же это не
удовлетворит. Он обязательно будет стремиться схватить тот же инструмент и сам выполнить работу,
подражая отцу в конкретных манипуляциях» (с. 26-27).
Таким образом, авторы подчеркивают, что дело не столько в количественных характеристиках
активности мальчиков и девочек, сколько в качественных характеристиках.
Это качественное различие в проявлении мужской и женской активности обнаруживается и у
взрослых, особенно когда дело касается общественной и политической активности (см. раздел 12.3).
В отношении двигательной активности имеются и количественные различия (см. раздел 12.1).
Общительность. По данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), обследовавшими около 800
школьников с 1-го по 10-й класс (рис. 6.1), экстравертов больше среди мальчиков, а интровертов
среди девочек.
Рис. 6.1. Экстраверсия (а) и интроверсия (б) у школьников разного пола
Л. Фрэнсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) приводят данные, из которых тоже
следует, что экстраверсия ненамного выше у мужчин (исключая постоянно посещающих церковь).
Большее, чем у женщин, количество высокообщительных мужчин выявлено Р. К. Малинаускасом
(2001). И. М. Никольская (2001) обнаружила как тенденцию большую замкнутость девочек, а А. И.
Винокуров большую общительность мужчин.
Психотизм. По Г. Айзенку (H. Eysenck, 1992) и Л. Фрэнсису и П. Пирсонсу, высокие оценки по
шкале психотизма более характерны для мужчин, чем для женщин. Это значит, что мужчины более
склонны к конфликтам и асоциальному поведению, а также к неадекватности эмоциональных
проявлений.
Отношение к похвале. Н. Н. Обозов отмечает, что существуют различия между полами в
отношении к похвале и вознаграждению. Женщина испытывает потребность в том, чтобы ее работа
была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто
страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их
|