говоря, действие постоянного раздражения уменьшает ее способность воспринимать и передавать
раздражение. Аккомодация заметнее всего для рецепторов, воспринимающих внутреннюю часть
большого скопления образов постоянного цвета и постоянной освещенности, так как даже неизбежные
небольшие флюктуации фокуса и точки фиксации не меняют характера воспринимаемого изображения.
Совершенно иначе обстоит дело на границе двух контрастирующих областей. В этом случае
флюктуации вызывают смену одного раздражения другим, и эта смена, как мы видим в явлении
остаточных образов, не только не приводит к истощению зрительного механизма из-за аккомодации, но
вызывает повышение его чувствительности. Сказанное относится к контрасту между двумя соседними
областями как по освещенности, так и по цвету. В объяснение этих фактов заметим, что три четверти
волокон зрительного нерва реагируют только на вспышку освещения. Мы видим, таким образом, что
глаз воспринимает наиболее сильные впечатления на границах и что всякий зрительный образ в
некоторой мере является контурным.
Вероятно, этот эффект обусловлен не только периферическим восприятием. Известно, что в
фотографии некоторые способы обработки пластинки увеличивают ее контрастность, и, конечно, такие
явления, по существу нелинейные, могут иметь место и в нервной системе. Они сходны с процессами в
телеграфном повторителе, о которых мы уже говорили. Как и там, впечатление если оно не слишком
размыто, вызывает новое впечатление стандартной четкости. Во всяком случае, эти явления уменьшают
общее количество неиспользуемой информации, переносимой образом, и, вероятно, объясняют [c.212]
собой частично то уменьшение количества передающих волокон, которое наблюдается на различных
участках зрительной области коры.
Мы наметили, таким образом, ряд действительных или возможных этапов схематизации наших
зрительных впечатлений. Мы центрируем изображения относительно фокуса внимания и сводим их
более или менее к контурам. Затем их надо сравнить между собой или, во всяком случае, со
стандартным изображением, хранимым в памяти, например с кругом или с квадратом. Это может
быть сделано различными способами. Выше мы дали грубый набросок возможного механизма для
локковского принципа ассоциации по смежности. Заметим, что принцип смежности в значительной
степени покрывает также локковский принцип сходства. Мы часто наблюдаем различные стороны
одного и того же предмета, когда приводим его к фокусу внимания, а также при других движениях,
позволяющих нам видеть его то на одном, то на другом расстоянии, то под одним, то под другим углом.
Это общий принцип, применимый не только к какому-то одному чувству и, несомненно, играющий
важную роль при сравнении наших более сложных переживаний. Но, вероятно, ассоциация по
смежности не единственный процесс, формирующий наши специфически зрительные общие
представления, или, как их называет Локк, сложные идеи. Зрительная область коры имеет настолько
высоко организованное и специфическое строение, что трудно предположить, чтобы она действовала
как подобный, крайне обобщенный механизм. Создается впечатление, что мы имеем здесь дело со
специальным механизмом, представляющим собой не кратковременное соединение универсальных
элементов, где части допускают взаимную замену, а постоянный субблок, подобный суммирующим и
множительным устройствам вычислительной машины. Целесообразно поэтому рассмотреть, как может
работать такой субблок и как нужно подойти к его проектированию.
Возможные перспективные преобразования предмета составляют группу в том смысле, как она
определена в гл. II. Эта группа включает несколько подгрупп преобразований: аффинную группу,
состоящую только из таких преобразований, которые не затрагивают [c.213] бесконечно удаленной
области; однородные растяжения относительно данной точки, в которых сохраняется одна точка,
направления осей и равенство масштабов во всех направлениях; преобразования, сохраняющие длину;
вращения в двух или трех измерениях вокруг заданной точки; множество всех сдвигов и т.д.
Упомянутые группы являются непрерывными группами, т.е. относящиеся к ним операции
определяются значениями нескольких непрерывно изменяющихся параметров в соответствующем
пространстве. Они образуют, таким образом, многомерные конфигурации в n-мерном пространстве и
содержат подмножества преобразований, составляющие области в этом пространстве.
И как область на обычной двумерной плоскости покрывается в телевидении процессом развертки,
позволяющим представить целое множество выборочных точек, распределенных более или менее
равномерно по области, точно так же и любую область в групповом пространстве, включая само
|