далеки от исчерпания всех этих возможностей. Отсюда значительное перекрытие двух названных
областей поведения. Нетрудно, однако, найти примеры созданных человеком машин, поведение
которых превосходит человеческое поведение. Взять хотя бы машины с электрическим выходом; ведь
люди, в отличие от электрических рыб, неспособны к испусканию электричества. Еще лучше, пожалуй,
пример радио: не известно ни одного животного, которое обладало бы способностью к генерации
коротких волн, даже если принимать всерьез так называемые опыты по телепатии.
Дальнейшее сравнение животных организмов и машин приводит к следующим выводам. В настоящее
время методы изучения обеих групп подобны. Будут ли они столь же близки всегда, зависит, по всей
видимости, от существования или несуществования качественно особых, уникальных характеристик,
свойственных одной группе и отсутствующих у другой. Покамест таких качественных различий не
обнаружено.
Общие классы поведения одинаковы для машин и для живых организмов. Специфические, узкие классы
могут принадлежать исключительно одной или другой группе. Так, никакая из существующих машин
не могла бы написать санскрито-мандаринский словарь
. С другой [c.304] стороны, мы не знаем ни
одного живого организма, который бы катился на колесах; представим себе, каковы бы были
последствия, если бы инженеры настаивали на копировании живых организмов и вместо колес
снабжали бы свои локомотивы руками и ногами!
В то время как бихевиористический анализ машин и живых организмов в основном единообразен,
функциональное исследование их обнаруживает глубокие различия. Структурно организмы по
преимуществу коллоидальны и содержат главным образом белковые молекулы большие, сложные и
анизотропные; машины чаще всего металлические и содержат главным образом малые молекулы. С
энергетической точки зрения машины обыкновенно отличаются высокими разностями потенциалов,
обеспечивающими быструю мобилизацию энергии; в организмах энергия распределена равномернее и
не очень мобильна. Так, в электрических машинах проводимость большей частью электронная, тогда
как в организмах электрические изменения обыкновенно ионные.
В машинах широта и гибкость достигаются в основном умножением эффектов во времени; легко
получаются и используются частоты в миллион герц и выше. В организмах правилом является не
временное, а пространственное умножение; временные достижения бедны самые быстрые нервные
волокна могут проводить только около тысячи импульсов в секунду; пространственное же умножение
обильно и изумительно в своей компактности. Это различие хорошо иллюстрируется сравнением
телевизора и глаза. Телевизор можно рассматривать как одноколбочковую сетчатку; образы
формируются разверткой, т.е. регулярным последовательным детектированием сигнала со скоростью
около 20 миллионов в секунду. Развертка это процесс, который редко, если когда-либо вообще,
встречается в организмах, требуя высоких частот для эффективного осуществления
. Глаз же
использует пространственный умножитель. Вместо единственной колбочки телевизора мы находим в
человеческом глазу около шести с половиной [c.305] миллионов колбочек и около ста пятнадцати
миллионов палочек.
Если бы инженеру пришлось конструировать робота, грубо подобного по своему поведению
некоторому живому организму, то сегодня он не стал бы обращаться для этого к белкам и иным
коллоидам. Он, вероятно, построил бы его из металлических частей, диэлектриков и многочисленных
электронных ламп. Движения робота могли бы быть гораздо быстрее и сильнее соответствующих
движений первоначального организма. Зато обучение и память оставались бы весьма рудиментарными.
В будущие годы, когда знание коллоидов и белков возрастет, будущие инженеры смогут взяться за
конструирование роботов, подобных тому или иному млекопитающему не только по поведению, но и
по структуре. Окончательной моделью кошки может быть только другая кошка, рождена ли она еще от
одной кошки или же синтезирована в лаборатории.
В нашей классификации поведения термин телеология употреблялся как синоним
целенаправленности, управляемой обратной связью. В прошлом телеологию толковали как нечто
предполагающее цель и часто добавляли сюда смутное понятие конечной причины. Это понятие
конечных причин вызвало противопоставление телеологии и детерминизма. Обсуждение причинности,
|