Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
конкретизация»1, Адлер также справедливо подчеркивает, что именно из-за того, что
родители и близкие ставят мальчика значительно выше девочки, пенис в глазах девочки
превращается в символ и источник оказываемого мальчику уважения. Она смотрит на
своего брата как на высшее существо, а тот в свою очередь гордится, что он мужчина.
Девочке остается лишь завидовать ему и чувствовать свою ущербность. Иногда из-за
этого у нее возникает обида на мать, реже — на отца. Случается, что она винит в своем
увечье себя или утешается мыслями о том, что пенис где-то спрятан в ее теле и когда-
нибудь появится.
Нет сомнения в том, что отсутствие пениса играет большую роль в жизни девочки даже в
том случае, если у нее нет серьезного желания обладать им. Великое преимущество,
которое мальчик извлекает из него, заключается в том, что, обладая зримым и осязаемым
органом, он может, хотя бы частично, отождествить с ним свою личность. Он .как бы
отделяет от себя тайну своего тела и его опасности и, таким образом, держит их на
расстоянии. Конечно, пенису тоже может грозить опасность, мальчик страшится
кастрации, но такой страх легче преодолеть, чем те неясные опасения, испытываемые
девочкой в связи с ее «внутренностями», опасения, которые нередко преследуют женщину
в течение всей ее жизни. Женщина чутко прислушивается ко всему, что в ней происходит.
С самого начала она меньше понимает себя, в ней глубже ощущение смутной тайны
жизни, чем у мужчины. Тот факт, что у мальчика есть alter
ego, с которым он себя
отождествляет, придает ему решительность при осмыслении своего внутреннего мира.
Сам предмет, с которым он себя отождествляет, становится символом автономии,
трансцендентности, мощи; мальчик измеряет длину своего пениса, соревнуется с
товарищами, у кого дальше летит струя мочи. Позже источниками удовлетворения и
гордости станут для него эрекция и эякуляция. Что касается девочки, то она не может
отождествить себя с какой-либо частью своего тела, Взамен этого ей дают посторонний
предмет — куклу, она-то и должна выполнять роль alter ego для девочки. Отметим, что ту
же роль может играть перевязка на порезанном пальце; ребенок смотрит на
забинтованный, как бы отделенный от тела палец с интересом и даже некоторой
гордостью, и в связи с этим может начаться процесс перенесения личности на этот
забинтованный палец. Однако обычно данную от природы мальчику игрушку, его
двойника девочке заменяет фигурка с человеческим лицом, а за неимением ее —
кукурузный початок или просто дощечка. Между этими двумя игрушками существует
огромная раз
См.: X. Д е и ч. Психология женщин. Она приводит также мнение таких авторитетных
ученых, как К. Абрахам и Ж.Х. Врам Офингсен.
 
К оглавлению
320 
ница, которая заключается, во-первых, в том, что кукла — это целый человечек, с
туловищем и конечностями, а во-вторых, в том, что кукла — это неживой предмет.
Вследствие этого девочку побуждают полностью отказаться от своей личности и
рассматривать ее как нечто пассивное. Тогда как мальчик стремится через посредство
пениса утвердить себя как самостоятельного субъекта, девочка, лаская и наряжая куклу,
мечтает о том, чтобы ее ласкали и наряжали точно так же, она начинает смотреть на себя
как на чудесную куклу!. Похвала и выговоры, картинки и слова доводят до ее сознания
Hosted by uCoz