Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
переносит любовь, питаемую ею первоначально к матери, на отца; различные причины
могут помешать развитию этого процесса; например, женщина не может смириться со
своим состоянием кастрата или не хочет признаться самой себе, что у нее отсутствует
пенис, вся ее любовь концентрируется на матери, и она ищет кого-нибудь, кто мог бы ее
заменить. По мнению Адлера, остановка в развитии эротики это не случайное и не
пассивно воспринимаемое событие, она совершается по воле женщины, которая, стремясь
реализовать бушующие в ней силы, сознательно отрицает свою неполноценность и
старается стать вровень с мужчиной, господство которого ей претит. Но будь то остановка
эротического развития на инфантильной стадии или протест мужеподобной женщины, для
Адлера женский гомосексуализм представляет собой незавершенность эротического
развития. На деле лесбиянка не является ни «несостоявшейся» женщиной, ни женщиной
«высшего» типа. Индивид в своем развитии не обязательно движется по пути прогресса:
на каждом этапе развития прошлое переосмысляется в связи с новым выбором, и, если
индивид склоняется к тому, что считается «нормальным», это не придает его выбору
никакой особой значимости; о выборе следует судить по его соответствию природным
свойствам индивида. Лесбийская любовь может быть для женщины как бегством от
своего естественного состояния, так и его осознанием. Основная вина психоаналитиков
заключается в том, что из морализаторского конформизма они всегда рассматривают
лесбийскую любовь как неаутентичное поведение.
Женщина это такое существо, от которого требуют, чтобы она превратилась в объект;
однако, будучи субъектом, она обладает агрессивной чувственностью, которую может
удовлетворить лишь при контакте с телом мужчины, это источник конфликтов,
которые женской эротике необходимо разрешить. Нормальными считаются такие
отношения, при которых женщина сначала становится добычей самца, а затем, с
рождением ребенка, вновь приобретает самостоятельность; но ведь «естественность» этих
отношений соответствует более или менее понятному социальному интересу. Даже
гетеросексуальные отношения предоставляют
448
и Друтчб возможности. Лесбийская любовь это одна из попыток примирить
независимость женщины с пассивностью ее плоти. И если уж говорить о природных
наклонностях, то можно заметить, что у любой женщины есть сексуальная тяга к лицам
своего пола. Для лесбиянки характерен отказ от отношений с мужчиной и влечение к
женской плоти; но ведь все девочки-подростки испытывают страх перед половым актом,
страшатся господства мужчины, с некоторым отвращением относятся к мужскому телу; и
напротив, для них, так же как для мужчин, женское тело является чем-то желанным. Я
уже говорила о том, что мужчины, подчеркивая свои качества субъекта, одновременно
подчеркивают свою независимость от другого человека; рассматривать другого как вещь,
которой можно овладеть, это значит через другого утверждать в себе мужской идеал;
напротив, женщина, признающая себя вещью, видит в себе подобных и в себе самой
добычу. Педераст вызывает враждебное отношение со стороны гетеросексуальных
мужчин и женщин, потому что они требуют, чтобы мужчина был властным субъектом!,
что касается лесбиянок, то к ним представители обоих полов относятся с безотчетной
снисходительностью, «Должен сознаться, говорит граф де Тилле, что это
соперничество не вызывает во мне никакого недовольства; напротив, оно меня забавляет,
и я настолько аморален, что готов просто смеяться над ним», Колетт, описывая чувства
Рено по поводу отношений Клодины и Рези2, говорит о таком же ироничном равнодушии,
|