Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
их тело сложено так, а не иначе, им навсегда придется отказаться от своих вкусов и
стремлений; вспомним, какой гнев охватил Колетт Одри1, когда в двенадцатилетнем
возрасте она узнала, что никогда не сможет стать моряком; совершенно естественно, что
будущую женщину возмущают ограничения, налагаемые на нее ее полом. Вопрос о том,
почему она их отвергает, некорректен, скорее следовало бы понять, почему она их
принимает. Женский конформизм объясняется ее покорностью и робостью; но ее
смирение легко может превратиться в бунт, если ей покажется, что общество не
предоставляет ей достаточных компенсаций. Именно это происходит в тех случаях, когда
девочка-подросток считает
«В глазах воспоминания».
451
себя обделенной как женщина, именно в таких обстоятельствах ее анатомические данные
приобретают значение. Если девочка некрасива, плохо сложена или считает себя таковой,
она может отказаться от женского жизненного пути, к которому чувствует себя
малоспособной; но было бы неправильно говорить, что она делает выбор в пользу
мужеподобного поведения для того, чтобы компенсировать недостаток женственности;
скорее возможности, предоставляемые ей взамен преимуществ, которыми располагают
мужчины, но которыми она должна пожертвовать, представляются ей слишком скудными.
Все девочки с завистью смотрят на удобную одежду мальчиков; их собственные, слишком
нарядные платья приобретают для них значение только тогда, когда они, глядя в зеркало,
начинают понимать, что они им к лицу, начинают видеть в своем внешнем облике залог
будущего благополучия; если же они видят в зеркале ничем не примечательное, ничего не
обещающее лицо, то кружева и банты становятся для них обузой или даже насмешкой и
желание походить на мальчиков укрепляется.
Но даже хорошо сложенные и красивые женщины, вступающие на путь самостоятельной
деятельности или просто свободолюбивые, отказываются жертвовать собой ради
мужчины; они хотят реализовать себя через поступки, а не через имманентное
присутствие. Мужское желание, превращающее их лишь в предмет любви, так же
неприятно им, как оно неприятно юношам; покорные женщины вызывают у них такое же
отвращение, какое мужественные мужчины испытывают к пассивным педерастам. Они
избирают мужскую манеру поведения отчасти для того, чтобы подчеркнуть отсутствие
какой бы то ни было близости между собой и покорными женщинами; они надевают
мужскую одежду, ходят мужской походкой, говорят языком, свойственным мужчинам,
образуют с женщиной-подругой пару, в которой играют роль мужчины. Подобная
комедия это действительно «протест против засилья мужчин», но она представляет
собой лишь вторичный феномен; глубинным же является возмущение полного сил и
независимого субъекта при мысли о том, что он должен превратиться в предмет для
удовлетворения плотских желаний. Лесбиянками становятся многие спортсменки; они не
могут смириться с тем, что их тело, знакомое с мускульным усилием, разрядкой,
движением, порывом, превратится в пассивную плоть; их тело не жаждет чарующих ласк,
оно активно взаимодействует с миром, отнюдь не являясь пассивным предметом; для них
пропасть между телом для себя и телом для другого становится непреодолимой. Подобное
сопротивление наблюдается также у деятельных женщин или женщин, занимающихся
интеллектуальным трудом, для которых отречение от своей личности немыслимо даже в
плотских отношениях. Если бы равенство полов стало фактом действительности, это
|