Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
сама, и делает это как из сознательной гордости своим женским положением, так и из
чувства мести. То же самое можно наблюдать у гомосексуалистов, игроков, наркоманов,
то есть у всех тех, кто, принадлежа к какому-либо братству, с одной стороны, гордится
этим, а с другой тяготится; все они страстно стремятся привлечь в свое братство новых
членов, Точно так же женщина, воспитывающая девочку, с усердием, к которому
примешивается высокомерие и обида, стремится сделать из нее женщину по своему
образу и подобию. Даже хорошая мать, искренне желающая добра дочери, обычно
полагает, что самое разумное это воспитать из нее «настоящую женщину», поскольку
именно в таком качестве ей легче всего будет жить в обществе. Поэтому девочка дружит с
девочками, обучается у учителя-женщины, живет в окружении женщин, как в гареме,
читает книги и играет в игры, приобщающие ее к женской доле, постоянно слышит перлы
женской мудрости, познает женские добродетели, учится стряпать и шить, вести
хозяйство, а также наряжаться, кокетничать и скромничать. У нее неудобная и дорогая
одежда, которую нужно Уметь аккуратно носить, замысловатая прическа, ей постоянно
внушают правила хорошего тона; держись прямо, следи за своей
Конечно, из этого правила есть множество исключений, но мы не можем анализировать
здесь роль матери в воспитании мальчика.
323
походкой. Чтобы быть привлекательной, ей приходится сдерживать естественные порывы,
ей запрещают подражать мальчикам играть в слишком бурные игры, драться, Словом, от
нее ждут, чтобы она, как и взрослые женщины, стала прислугой и кумиром. Сейчас,
благодаря завоеваниям феминизма, становится все более и более обычным побуждать
девочку учиться, заниматься спортом. Но если это у нее плохо получается, ее не осуждают
так строго, как мальчика. Ей не так просто добиться успеха в жизни, потому что от нее
требуют специфических свершений, по крайней мере от нее хотят, чтобы она, кроме всего
прочего, оставалась женщиной, сохраняла женственность, В раннем детстве девочка без
особых сожалений мирится со своей судьбой. Ребенок существует в мире игры и мечты;
он играет в жизнь и в действия, а ведь когда речь идет о воображаемых поступках,
понятия жизни и действия не поддаются четкому разграничению. Превосходство
мальчика над девочкой компенсируется благодаря надеждам, которые девочка возлагает
на свою будущую жизнь женщины и которые уже в детстве осуществляются в играх.
Поскольку ей знаком лишь ее детский мир, ей кажется, что мать пользуется большим
авторитетом, чем отец. Мир представляется ей чем-то вроде матриархата, она подражает
матери, отождествляет себя с ней, иногда даже стремится поменяться с ней ролями.
«Когда я буду большая, а ты маленькая», часто говорит она ей. Кукла это не только
двойник девочки, это также ее ребенок. Эти две функции нисколько не противоречат друг
другу, так как настоящий ребенок тоже представляет собой для матери alter
ego. Ругая,
наказывая, а затем утешая куклу, она одновременно защищается от матери и приобретает
материнскую власть. Девочка олицетворяет обоих членов пары «мать дочь». Она
поверяет кукле свои тайны, воспитывает ее, утверждает над ней свою непререкаемую
власть, иногда даже отрывает ей руки, бьет и мучает ее. Таким образом, благодаря кукле
происходит утверждение внутреннего мира девочки, формируется ее отраженное
восприятие самой себя. Часто девочка включает в свою воображаемую жизнь мать и
вместе с ней играет в отца, мать и ребенка. Возникает воображаемая семья, в которой
вообще нет мужчины. Но и тут дело вовсе не во врожденном, таинственном материнском
инстинкте. Девочка видит, что детьми занимается мать, ей это внушают, это подтверждает
|