Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Таким образом он подталкивает свою супругу к поиску удовольствия в других объятиях.
Слишком пылко ласкать женщину, говорит также Монтень, это «гадить в корзину,
которую вы собираетесь нести на голове». Впрочем, он честно признает, что из-за
осторожности мужчины женщина оказывается в весьма невыгодном положении: У
женщины есть серьезные причины отвергать существующие в обществе жизненные
правила, тем более что придуманы они мужчинами, без участия женщин. Конечно, между
ними и нами бывают стычки, плетутся интриги. Кое в чем мы поступаем с ними
легкомысленно: нам прекрасно известно, что по склонности и страсти к любовным утехам
мы им в подметки не годимся...
Мы щедро вознаграждаем ее за воздержание, в противном же случае сурово караем... Нам
хотелось бы, чтобы женщины были здоровы, сильны, пышны, упитанны и в то же время
непорочны, то есть и страстны и холодны одновременно; ведь брак, который, как мы
утверждаем, должен остудить их пыл, не приносит им облегчения из-за царящих у
нас нравов.
Прудон менее щепетилен; по его мнению, «добропорядочность» требует, чтобы любовь
была отделена от брака; Любовь не должна главенствовать над добропорядочностью...
любовные излияния неуместны ни между женихом и невестой, ни между мужем и женой,
они разрушают уважение к домашнему очагу и трудолюбие, мешают выполнению
общественного долга... (выполнив свои любовные обязанности)... мы должны отказаться
от любви. Так пастух, сквасив молоко, отжимает из него творог...
Однако в XIX веке буржуазные представления о любви несколько изменились. С одной
стороны, буржуазия страстно желала защитить и укрепить брак, а с другой из-за
развития индивидуализма простое подавление женских требований стало невозможным.
Право на любовь яростно защищали Сен-Симон, Фурье, Жорж Санд и представители
романтизма. Возникла новая проблема: соединить брак с индивидуальными чувствами,
которые, как считалось ранее, не имеют к нему отношения. Именно в это время появилось
понятие «супружеская любовь», удивительное порождение традиционного брака по
расчету. Идеи консервативной буржуазии, во всей их непоследовательности, были
выражены Бальзаком. Он признает, что в принципе брак и любовь не имеют ничего
общего, но ему неприятно уподоблять такой достойный уважения институт, как брак,
обыкновенной сделке, в которой с женщиной обращаются как с вещью; в результате,
читая его произведение «Физиология брака», мы постоянно сталкиваемся с удивительной
непоследовательностью.
К оглавлению
480
С политической, гражданской и моральной точки зрения брак можно рассматривать как
закон или контракт, как институт... следовательно, он должен вызывать всеобщее
уважение. До сих пор общество видело лишь эти очевидные стороны брака и именно их
считало основой супружеских отношений.
Большинство мужчин вступают в брак с целью воспроизведения, они хотят иметь
|