Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
брошенный котел. Муж не может понять, для чего нужны занавески, если нет окон, но она
не желает его слушать.
Забота о домашнем уюте свойственна только женщинам. Нормальный мужчина смотрит
на окружающие его предметы как на орудие и раскладывает их в соответствии с их
предназначением; его «порядок», который женщине обычно кажется беспорядком,
заключается в том, чтобы его сигареты, бумаги и инструменты всегда были у него под
рукой. Художники, которые воссоздают мир в каком-либо материале, например
скульпторы и живописцы, совершенно не обращают внимания на окружающую их
обстановку. Вот что пишет Рильке о Родене: Когда я впервые побывал у Родена, я понял,
что его дом не представляет собой для него ничего, кроме насущной необходимости. Это
кров, защищающий от холода, крыша, под которой можно спать. Он не вызывал у
скульптора никаких чувств, нисколько не мешал его уединению и сосредоточенности. Его
жилищем была его душа, в ней он нахо-
Госпожа, хозяйка (лот.).
497
дил и тень, и убежище, и спокойствие. Он стал для себя и небом, и лесом, и широкой
рекой, течение которой невозможно остановить.
Но для того, чтобы найти пристанище в собственной душе, нужно быть творцом или
человеком действия. Мужчина не придает большого значения своему жилищу, потому что
ему доступен весь мир и он может самоутверждаться в делах. Что же касается женщины,
то ее жизнь ограничивается рамками семьи, и ей необходимо превратить эту тюрьму в
свое владение. Ее отношение к дому логически вытекает из ее положения в обществе:
будучи добычей самца, она сама овладевает им; жертвуя собой, она завоевывает свободу;
отрекаясь от мира, становится хозяйкой в своем собственном мире.
Однако нельзя сказать, что необходимость ограничить свой мир рамками жилища не
вызывает в ней сожаления. Ведь в юности, наслаждаясь красотой природы, она
чувствовала свою близость ко всему миру. Теперь же, когда она живет в ограниченном
пространстве, вместо горизонта она видит стены, а символом Природы становится цветок
герани. Вот что говорит об этом героиня романа В. Вульф «Волны»: Зима и лето
различаются для меня теперь не цветом травы или вересковых пустошей, а запотевшими
или замерзшими окнами. Раньше я бродила по буковым лесам, любовалась голубизной
падающего сорочьего пера, встречала бродяг и пастухов... теперь же я хожу из комнаты в
комнату и вытираю пыль.
И женщина всеми силами старается компенсировать ограниченность своего жизненного
пространства. Сообразуясь со своими средствами, она заводит в доме растения и
животных, приобретает предметы, рассказывающие об экзотических странах или о
прошедших эпохах. Она привязывает к дому мужа, через которого для нее осуществляется
связь с обществом, и ребенка, в котором для нее воплощается все будущее. Дом
становится для нее центром мира, единственной реальностью. По справедливому
замечанию Башлара, он представляет собой «нечто противоположное миру или же мир
противоположного». Это приют, пристанище, пещера, чрево, защита от исходящей извне
опасности, он становится единственной реальностью, в то время как внешний мир
|